Екатерина Сташевская: «Писать и давать советы такой большой аудитории – огромная ответственность»

Лина Данилевич
Как молодой учитель английского из Смоленска стала автором одного из самых популярных в России блогов про преподавание английского

И это еще не всё — кроме собственного блога Екатерина Сташевская ведет еще и группу ВКонтакте « Про English — Сообщество творческих учителей », где дает рекомендации педагогам, исходя из собственного опыта. Сейчас в группе состоят 6 599 учителей со всей России, а каждая Катина запись вызывает бурное обсуждение. Авторский блог proenglish-blog.ru тоже профильный и рассчитан в первую очередь на тех, кто обучает английскому. Кроме того, девушка записывает видео и даже проводит вебинары для преподавателей английского.

Что важно — Екатерина Сташевская не теоретик, а практик преподавательской деятельности. Причем, как оказалось, очень серьезный — она много времени уделяет работе с учениками самых разных возрастов, и даже открыла собственную студию. И это несмотря на совсем молодой возраст — собственный стаж как учителя у Екатерины составляет уже 9 лет.

Мы пообщались с таким разноплановым педагогом, чтобы узнать, как она всё успевает и как обучать тех, кто учит.

— Как давно ты преподаешь?

— Всю жизнь. Я начала работать на втором курсе и сразу поняла, что это — мое на 100%. Работаю уже девятый год и не представляю, что может быть интереснее. В свободное время тоже постоянно что-то читаю, смотрю, печатаю, клею и вырезаю по работе. С этим ничего не поделаешь, дома уже привыкли. Открою вам тайну: практически все учителя именно такие. Просто эта работа вдохновляет.

Это же потрясающее чувство, когда ты понимаешь, что ребенок пришел к тебе, не умея ничего, и это ты научил его говорить, читать, писать... и любить английский. Маленькие ученицы иногда говорят: «Когда вырасту, хочу быть учителем английского, как вы!» и сразу понимаешь, что делаешь нужное дело.

— Но ведь не со всеми учениками просто?

— Если бы со всеми было просто, не было бы интересно. А так появляется новый ученик, и сразу думаешь, как найти подход, чем заинтересовать. Сложнее всего, когда приходят «нулевые» подростки и они уже терпеть не могут английский, потому что в школе ничего не понимают.

И тут нужно сначала показать, что английский — это не страшно и не сложно, а вполне понятно. Первые темы разбираем не спеша, вдумчиво. Зато, когда у ученика начинает вдруг получаться, и в школе оценка лучше становится, то и глаза начинают гореть, и на уроки он уже идет с другим настроением.

И именно поэтому я очень люблю работать с маленькими детьми, которые еще не начали учить английский в школе. До школы они успевают и читать-писать, понимать, и даже говорить научиться, а главное — они успевают полюбить предмет. Просят давать дополнительные задания, таскают домой книжки из нашей библиотеки. И с оценками в школе потом проблем нет.

— У тебя своя студия?

— Да, в сентябре 2016 мы с коллегой открыли свою студию, но это не обычная «английская школа». Это скорее симбиоз двух преподавателей, где каждый работает сам на себя, поэтому лично отвечает за результат.

У нас общее помещение, (в котором мы своими руками делали ремонт, кстати!) но у каждого могут быть свои взгляды на преподавание, методы, подход. Мы, конечно, советуемся в ключевых моментах, но у каждая из нас развивает свой личный проект и это очень здорово, я считаю.

— У тебя еще и сайт есть?

— Сайт — громко сказано, скорее блог преподавателя. В январе 2016 (новый год — новая жизнь ведь!) мне пришла в голову мысль завести свой блог о том, что я люблю больше всего — об изучении и преподавании английского языка. И, будучи абсолютным гуманитарием... я начала изучать сайтостроение. Ведь никто лучше тебя понимает, как должен выглядеть твой сайт. В феврале на proenglish-blog.ru появился первый пост, а потом началось что-то невероятное, чего я совсем не ожидала.

Благодаря блогу я познакомилась с огромным количеством интересных творческих коллег из разных городов России (и не только) и решила сделала группу ВК для преподавателей английского. Она называется Про English — Сообщество творческих учителей . Ей меньше года, но сейчас там больше 6 500 человек. Писать и давать советы такой большой аудитории — огромная ответственность.

Сейчас у меня не хватает времени часто писать в сам блог, но его читают, счетчик показывает около 300 человек в день, чему я очень рада. Я ведь сначала вообще не была уверена, что людям будет интересно. А еще это очень удобно: можно родителям своих учеников на некоторые вещи можно просто ссылки дать, и они сами почитают. Например, у меня есть пост про то, как делать домашнее задание с ребенком.

— У тебя какая-то авторская методика обучения?

— Ни в коем случае! Я не могу сказать, что у меня какая-то авторская особая методика. И если от кого-то из преподавателей такое услышите — не верьте. В плане методики все уже давно придумано, и все авторские чудо методы — это такой ужас, когда начинаешь разбираться, что они там делают.

Я у себя в блоге писала и о том, что не договаривают клиентам языковых курсов , и как людей обманывают по поводу погружения , и про мифы в изучении языка . Терпеть не могу, когда людей вводят в заблуждение, и буду делать все, чтобы эти мифы развеивать. Они мешают многим выучить язык, потому что, когда люди на каждом углу слышат, как это можно сделать за две недели/три дня/учить по сто слов день (зачем???), у них формируется неправильное представление, что можно легко и по-быстрому выучить язык за пару недель.

А потом люди приходят и просят подготовить к ЕГЭ за 4 месяца и удивляются, когда я им по результатам тестов говорю, что надо было начинать несколько лет назад. В школе-то оценка «5»... У меня есть даже отдельный пост про подготовку к ЕГЭ со ссылкой на сайт Кэмбрижда, где в часах расписано, сколько времени надо на тот или иной уровень.

— А что тогда такого особенного в твоих уроках?

— Я учу детей говорить, читать книги и любить язык, а не просто раскрывать скобки в упражнениях из учебника. И стараюсь, чтобы знания при этом выстраивались в систему.

Часто бывает, что ребенок уже занимался где-то несколько лет, а двух слов связать не может. Мало хороших учебников, надо еще с ними работать, а не просто выполнять задания подряд. В группе «Английский в Смоленске» я иногда выкладываю фото или фрагменты видео, которые удается записать — так родители могут посмотреть, что мы делаем на занятиях.

На самом деле, для хороших результатов нужна не какая-то особенная, а самая обычная базовая методика преподавания. К сожалению, в ВУЗе нам дают очень много теоретических знаний и терминологии (что хорошо), но очень мало практики. Я закончила наш СмолГУ с красным дипломом и еще пару лет после ВУЗа помнила наизусть несколько определений того, что такое «методика преподавания». Но нам, к примеру, не рассказывали о том, как научить использовать глагол to be дошкольников, школьников и взрослых. А ведь это делается совсем по-разному!

— Выходит, учитель и сам еще должен учиться?

Не только учитель. Любой специалист всю свою жизнь в профессии должен развиваться, следить за трендам, но при этом и иметь свое мнение. Постоянно читаю книги по преподаванию, смотрю лекции. В марте собираюсь на неделю в Ярославль на тренинг Sandie Mourão по обучению детей 3-5 лет — буду освежать знания и учиться чему-то новому.

Вообще, я верю в то, что учителя по натуре сами очень любят учиться и развиваться, и пытаюсь это всячески стимулировать в коллегах. Сейчас мы в нашем сообществе для учителей проводим одновременно несколько конкурсов для преподавателей с призами (самый дорогой приз от спонсора у нас был стоимостью 23 000 (!) рублей).

— Ты ведь даже других преподавателей обучаешь?

Да, сейчас расскажу. Я всегда хотела быть Teacher Trainer (это по сути — методист), но думала, что приду к этому позже, а тут все неожиданно само сложилось. Как-то коллега в нашей группе ВК задала вопрос как детей в начальной школе научить читать, и я поняла, что об этом так просто не напишешь — это рассказ часа на два. Так и появилась идея провести первый вебинар. Я безумно волновалась, все было непривычно и с технической точки зрения — как создать трансляцию, как ничего не забыть из того, что нужно донести.

После первого вебинара коллеги написали очень много хороших отзывов и просьб рассказать и о других аспектах обучения детей. Сейчас я провожу вебинары для преподавателей по методике обучения Young Learners (это детки от 5 до 10 лет). В ВУЗе работе с таким возрастом будущих преподавателей толком не обучают и приходится вникать во все самостоятельно. Я делюсь опытом, рассказываю про психологические и физиологические особенности этого возраста, про техники, которые работают, показываю кусочки видео со своих уроков. Некоторые из видео можно посмотреть и в нашей группе «Английский в Смоленске».

— У тебя очень яркий кабинет.

— Спасибо! Ремонт мы с коллегой делали сами, сами красили стены и выбирали мебель. Хотели, чтобы было ярко и функционально.

Класс специально для работы с детьми поделен на зоны. Есть специальная мягкая зона с ковром и подушками, чтобы можно было уютно устроиться — ведь дошкольникам тяжело долго сидеть за партой. Да и не нужно — они хорошо запоминают только при частой смене вида деятельности. И с младшими школьниками мы иногда там устраиваемся, когда делаем какие-то разговорные задания, разыгрываем разные ситуации — говорить на английском они иногда поначалу могут стесняться, а неформальная обстановка помогает почувствовать себя комфортнее.

Еще есть зона с партами — там мы читаем и пишем. Они быстро переставляются в зависимости от возраста учеников. Подросткам удобнее сидеть в привычной школьной обстановке, с детьми помладше оптимальное расположение — буквой П. Так удобнее постоянно перемещаться среди детей, видеть книгу и тетрадь каждого. Открою вам еще одну тайну: почти все учителя обладают сверхспособностью читать текст вверх ногами. Это нужно для того чтобы не заглядывать детям сзади через плечо — когда у тебя кто-то стоит за спиной, это создает мини-стресс, а мы же хотим, чтобы ученикам на уроке было комфортно.

И еще есть зона свободного пространства, где дети могут двигаться. Это очень удобно, потому что с малышами мы много используем метод TPR  — это обыгрывание слов и фраз с помощью жестов (что это за зверь такой я тоже как-то писала в блог). У детей небольшой объем внимания — максимально время их концентрации на одном задании — это возраст плюс один год. Поэтому мы то сидим, то двигаемся — так получается не уставать.

Английский в Смоленске с Екатериной Сташевской Про English — Сообщество творческих учителей ВКонтакте По вопросам записи можно позвонить по телефону 89043607005

Четыре белорусских оппозиционера все-таки посетили Катынь

Игорь Старовойтов

С каждым разом ежегодная акция пользуется все меньшим спросом.
Как мы и сообщали ранее, сегодня, 23 августа в Смоленскую область прибыла делегация оппозиционно-настроенных гостей из Беларуси. Правда насчитывала она всего лишь 4 человека. Визит был приурочен ко «дню памяти жертв сталинизма и нацизма».На протяжении недолгой прогулки, компания посетила и российскую, и польскую часть мемориала. Развешивая провокационные плакаты, граждане братской р

...

Смоленские реконструкторы ответили на выпады журналистки

Анатолий Гапеенко

Ребята навели порядок на крепостной после фестиваля «На дороге фронтовой».
Военно-исторический праздник в областном центре 23 февраля (подробнее о нем — в наших кадрах) собрал немалое количество зрителей, а после — аналогичное количество положительных отзывов. Однако, как выяснилось, есть и претензии к мероприятию — причем, по словам его организаторов, беспочвенные.В ВК-сообществе военно-исторического клуба «Смоленский рубеж» администраторы 27 февраля опубликовали пост следующего содержания:

...
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ

Предлагаю всё обнести бордюрами, запретить везде парковку, запретить автомобили и пустить 3 ряда движения трамваев в одну и 3 ряда в другую сторону! Нарисовать 17 пешеходных переходов, оборудовать их светофорами и пятью островками безопасности - т.е. между каждой парой трамвайных путей

Алексей Пыцкий
Новости партнеров


наверх