Кузнец Кузьма Мамонтов

Алексей Костылев
Каково быть кузнецом в Смоленске и другие секреты редкого мастерства

— Я правда кузнец, с туристом меня не спутаешь, — уверяет меня Кузьма, крепко сложенный человек средних лет с сильным загаром, который трудно приобрести под смоленским солнцем. — Работаешь же постоянно при высоких температурах, с раскаленным металлом, круглый год как на Мальдивах.

Мы стоим с Кузьмой Мамонтовым на входе в Культурно-выставочный центр имени Тенишевых прямо перед открытием выставки, на которой будет представлена одна из работ мастера. Кузьма изготовил композицию по мотивам «Мастера и Маргариты» Булгакова — Бегемот, опирающийся на трость.

— В композиции на самом деле главное — трость. Это работа по заказу, хотя времени я потратил на неё не так много.

— У вас заказывают такие необычные вещи?

— Мне присылают фотографию, какое изделие хотел бы заполучить заказчик, а обычное оно или необычное, не так важно, — поясняет Кузьма. — Другое дело, что иногда замучиваешься на какой-нибудь мелочи, которая занимает больше сил, чем вся остальная работа. Но современные технологии берут своё — в принципе, можно материализовать любую фантазию заказчика.

— Что заказывают чаще всего?

— Так даже и не скажешь: декоративные ножи, не оружие, всевозможные люстры, перила, балконы... Каждый раз всегда уникален, другого такого изделия вы нигде не найдете, так что говорить о рутине не приходится. Всем интересно заниматься.

Настоящее имя Кузьмы Мамонтова — Андрей. Но за годы работы кузнечным мастером в Смоленске псевдоним уже настолько прикипел к своему владельцу, что он сам начал представляться как Кузьма. Эта деталь, конечно, дополняет образ настоящего народного умельца — есть в нем некая прямота, раскованность в движениях и манера вести себя на людях, сразу выдающая этакую «народность» его промысла, потому, пожалуй, с туристом Кузьму действительно трудно спутать.

— Сам я из Холмогор Архангельской области и прадед у меня был настоящий деревенский кузнец. А по материнской линии у меня вообще родство с самим Коненковым, причем об этом я узнал, когда уже вовсю работал в мастерской. Приятная, конечно, неожиданность.

— Расскажите немного о том, как вы приобрели такую профессию — все-таки кузнец, тем более в Смоленске... не каждый день такое встретишь.

— Началось всё в начале нулевых, когда я уехал на заработки в Москву. Естественно, у меня было образование сварщика, потому я без проблем устроился в одну из мастерских. Ребята собрались со всей страны — кто из Тамбова, кто откуда, и был там один старичок-москвич, который умел практически всё. Я за ним и стал наблюдать, где надо — спрашивал, сам начал что-то делать, учился одним словом. А потом решил не работать больше на дядю и перебрался в Смоленск открывать свою мастерскую.

— Заказы сразу пошли?

— Да ты о чем? Первый год было очень тяжело. Покушать иной раз не было, не говоря уж об остальном. Мне на день рождения, помнится, родители кислородный баллон подарили, я так радовался, не передать словами. Ведь чтобы оборудовать кузницу нужно много всего, а это все деньги. Но ничего, выкарабкался, сейчас вот от заказов отбоя нет.

— Какой, кстати, металл вы используете?

— Сталь, железо — всё с металлобазы, никаких загрязненных элементов, всё чисто. Огонь, он пусть и любую химию спалит, но здесь слишком рискуешь из-за качества заготовки — если что-то пойдет не так, работу придется начинать заново, поэтому мы не рискуем.

Тем временем, выставка уже началась, и мы поднимаемся в зал, чтобы своими глазами оценить работы мастеров. Кузьма уже неоднократно участвовал во всевозможных конкурсах, в частности, именно его «Дизайнерскую ёлку» признали лучшей, но чтобы именно в выставке — такое впервые. В нем выдается некое волнение — как оценит публика, понравится ли. Он сразу же начинает говорить, что если бы знал о том, какой будет уровень представленных работ, то обязательно подготовился бы получше. Но как только восторженная публика начинает фотографироваться на фоне его Бегемота с тростью, все сомнения уходят.

— Это вообще моя первая работа в арт-хаусе, все эти «дизайнерские ёлки» — всё-таки формат, рассчитанный на массового зрителя, но ничего, в следующем году подготовлюсь как надо, такую работу сделаю, все закачаются.

Впрочем, стоит признать, что Кузьма проявляет излишнюю скромность — Бегемот очень даже заслуживает внимания, особенно, с тростью (фото)

— Кузьма, расскажите немного о том, как происходит процесс изготовления изделий?

— Жарковато у нас, градусник не висит, но чувствуется, — отшучивается Кузьма. — Кузнечное мастерство — это ведь по-своему талант, одним дано, другим нет. Вот, к примеру, приводили ко мне экскурсии из школ. Так я смотрю, девочка одна, Агрофеной зовут, сама, ни у кого не спрашивая как, берет и косичку из металла заплетает. Мальчик ещё один был, у того тоже всё сразу получаться стало, значит, есть предрасположенность какая-то, талант природный.

— Но все же, у вас ведь наверняка есть какие-то секреты, инструмент необычный?

— Инструмент, конечно, заточен под работу с металлом. Но вообще инструментарий самый обычный: тот же ручник — это ведь молоток, просто они разные в работе нужны, когда плоские, когда продолговатые.

— А вот трость, почему у неё наконечник другого цвета?

— Так он закален, естественно. Как это делается? Да по-разному, но чаще всего металл опускают в раскаленное масло, потом наносится защитное покрытие.

— Хорошо, но ведь наверняка у вас бывают ситуации, в которых не обойтись без совета, к кому вы обращаетесь?

— Вы знаете, искусство выплавки из металла и ковки оно, конечно, сложное, но мы, кузнецы, все люди простые, вне зависимости от того, где ты живешь. Если попросишь совета, обязательно помогут.

Здесь сразу же необходимо оговориться, что Кузьма в очередной раз излишне скромничает — его мастерская одна из старейших в городе, а качество изготавливаемой им продукции давно сделало ему имя за пределами Смоленской области.

— Да, было дело, патриарху Кириллу действительно делал решеточки на балконе. Пару банкиров ещё было с именем, но их, пожалуй, называть не буду...

— Когда выполняешь заказы таким людям, сильно приходится помучаться со сдачей заказа?

— Нет, без разницы, кому и что. Откуда человек также не имеет значения. Металл — это ведь не бумага, с ним не схалтурить, каждый раз приходится делать одинаково хорошо.

Тем временем открытие выставки подходит к концу, все экспонаты нами изучены и оценены и мы направляемся к выходу. «Люди-то давно и специально этим занимаются», — продолжает рассуждать Кузьма, видимо, уже продумывая, с чем он приедет на следующую выставку.

— Кстати, где находится ваша кузница?

— На Колхозке, напротив ЖБИ, рядом с автосервисом. Там не перепутаешь, если что, ребята подскажут. Надо кстати ребятам из автомастерской тоже предложить к выставке что-нибудь сделать, они такое любят.

— Много вас работает, условия хорошие?

— Работаем вдвоем с помощником, а больше и не надо, только мешать будет. А условия — разве кузницу надо что-нибудь, кроме печи и металла? Вот нет у нас отопления, думаешь, мы хоть раз об этом зимой вспомнили? Здесь скорей летом трудней, в жару, как-никак раскаленное железо.

На прощание мы жмем друг другу руки и я в очередной раз задумываюсь над тем, насколько же много в Смоленске по-настоящему уникальных и интересных людей, которые нашли свое место в жизни и занимаются любимым делом. Кузьма Мамонтов являет собой очередное доказательство того, что если чего-то по-настоящему захотеть, то можно и горы свернуть. Если вас интересуют услуги мастера, вы можете связаться с ним через соцсети или позвонить по телефону: 89525322087

Использованы материалы следующих авторов:

Посёлок Волчейка в черте Смоленска выйдет из сумрака

Яна Никольская

Местным жителям пообещали помочь с уличным освещением.
Жители посёлка Волчейка пожаловались мэру Смоленска Андрею Борисову на отсутствие уличного освещения. О путях решения проблемы шла речь во время личного приёма граждан в администрации. Фонари на улицах населённого пункта, входящего в черту столицы региона, отсутствуют от слова совсем. Не лучше обстоят дела и с дорогой. Потому добраться в тёмное время суток на работу и обратно домой смолянам составляет большого труда. Но выход есть. Правда, заб

...

Кинотеатр «Смена» откроет свои двери 17 июля

Анастасия Панова

Первым фильмом, который покажут в обновленном смоленском кинозале, будет «Планета обезьян: революция».
Многие годы в Смоленске стояла проблема нехватки кинотеатров. Несколько лет назад ситуация начала изменяться к лучшему, но у киноманов все равно хватало поводов для расстройства — залы открывались в местах, абсолютно не предназначенных для показа фильмов, а, следовательно, не имели надлежащей звукоизоляции и были несколько неудобными для установки сидений. При этом в городе остались неработающие кинотеатры ещё советской постройки, которые, правда, отчаянно нуждались в ремонте и закупке нового

...
Новости партнеров


наверх