Ночь, улица, фонарик, книга

Евген Гаврилов
Гиды Михаил и Ольга Ефимкины провели в Смоленске очень необычную экскурсию

Смоленск меняется. Нехотя, медленно переваривая своими улицами и районами современные новшества. Пугаясь толпу вечерних прохожих, размахивающих фонариками под цитаты из книг Бориса Васильева, доносящиеся из громкоговорителя. Ощущая собственную культурную значимость.

Чрезмерно ранние осенние холода. Поздний пятничный вечер. Перед дверьми креативного пространства «Штаб» стоит гид Михаил Ефимкин с табличкой «Ночная поэма о Смоленске» — здесь". Внутри, в тепле собирается народ — там его супруга Ольга, всецело разделяющая увлечение и профессию всей жизни, регистрирует участников. Готовимся. Впереди три часа погружения в историю. Необычного погружения.

Что вы, кто учился в школах нашего города, помните из курса литературы Смоленщины? Я тоже почти ничего. Вроде что-то про башню «Веселуху» читали, и имя Бориса Васильева с Твардовским на слуху постоянно бывали. А здесь эти пробелы восполняют. Плох тот горожанин, кто собственной истории не знает. Но еще хуже — не читать, что про улочки и дворы этого города пишут литераторы.

В чем суть, если кратко: мы с группой (собралось на первый заход, кстати, больше 50 человек, что есть очень круто!) прошлись по ночному городу, останавливаясь в тех локациях, про которые упоминали в своих произведениях известные писатели и поэты, рассказывали летописи, ходили городские легенды.

История появления Шеина бастиона на месте взорванных башен нашей крепости — в совсем свежем произведении Олега Ермакова «Радуга и вереск» (2018 год написания); виды на Успенский собор ровно такие же, какими восхищался Стендаль в своих письмах и дневниках времен Наполеона; пьеса разочаровавшегося в войне немецкого рядового Вольфганга Борхерта «Там, за дверью», прочитанная в тех местах, где бродил раскаивающийся оккупант... Все эти фрагменты людских переживаний и вдохновения словно созданы для того, чтобы быть прочитанными именно сейчас, когда городской шум стихает, и ничто не отвлекает уже от стихов про бравого постового Курицына, который по городской легенде стоял под часами на Советской и принимал-передавал записочки от влюбленных. Ничто не мешает чувствовать тяжелую поступь немолодого Бориса Васильева, вышагивающего по ступеням сталинки, ничуть не изменившейся с того времени... Атмосфера сочится из каждой строки. Вкушаешь. Погружаешься.

Хотелось бы во всех красках рассказать про пройденный маршрут поподробнее, но остерегусь спойлеров — сей интересный опыт лучше опробовать самому. О будущих читательско-экскурсионных вылазках читайте в нашем разделе «Афиша» на сайте. А вот послушать авторов этого экскурсионного проекта здесь и сейчас — всегда пожалуйста.

Михаил Ефимкин: «знаю, про что сейчас спросишь. Идея вынашивалась долго, несколько лет. Началось все с Бориса Васильева — начал внедрять на наших экскурсиях фрагменты его произведений. Публика хорошо восприняла, стало понятно, что произведений о Смоленске достаточно много и можно вплетать в программу и другие.

Ольга Ефимкина: «Но все упиралось во время — это же не просто собрать и прочитать самим. Это еще и вычленить наиболее живые, интересные части, утрамбовать в программу, чтобы она была насыщенной и не затянутой, ну и чтобы воображение у людей заиграло, когда они слышат цитаты, выдержки и целые главы. Воображение вообще играет большую роль в смоленском экскурсионном деле — много интереснейших зданий и мест не сохранилось, но не упомянуть ты их не можешь! А когда сам заражаешься интересом, иногда начинаешь проникаться настолько, что на родные с детства места вдруг смотришь глазами туриста и думаешь — какая же красота! И обратно — когда рисуешь в голове у себя, как выглядела взорванная церковь или уничтоженный мост, словно детская книжка раскладная из объемных картинок вырастает — раз, и Молоховские ворота уже поднимаются на месте перехода».

М.Е.: «К слову о воображении — Смоленщина же сама очень сильно сплетена из мифов. Многие документы не сохранились, летописи сгорали и вывозились бесчисленными врагами. Откуда информация о прошлом города? Один документ — три домысла. Кто-то так записал, кто-то эдак. Тот же постовой Курицын — официальная версия от музея полиции, что стоял под часами и передавал записки, а в интернете пробьешь — везде родственники ругаются, что не так все было и правды там — только имя и должность. Миф, выходит? Миф. Но красивый. Рассказываешь его, уточняя этот момент слушателю, и ему интересно, и не соврал ни в чем».

Так может, визуала добавить с тематическими персонажами? Читал бы про штурм поляками крепостной стены — стрелец...

М.Е.: «Было бы здорово, но боюсь, актеры и реконструкторы поднимут стоимость экскурсии очень ощутимо. Есть вариант, конечно, такое делать на праздники, например. Но это явно не силами двух людей — нужна команда и поддержка. Мы-то с радостью. С персонажами вообще отдельная история — когда рассказываешь про современников гостям, кто сегодня делает интересные проекты, те же реконструкции сражений, у них глаза загораются. Уже не какой-то абстрактный воевода триста лет назад за собой народ вел, а вот, пожалуйста, фото — здесь и сейчас Целуев шашкой машет со своим «Порубежьем». Тут Небылицын конфекты екатерининские несет, чем не история? Вон Пьер Малиновский Гюдена откопал. Все эти истории о современных людях, переплетаемые с прошлым очень ценятся у нынешних туристов».

Современных источников не так много в вашей экскурсии. Авторы не жалуют Смоленск сегодня?

О.Е.: «Один Ермаков чего стоит — очень достойный писатель. Афганец, воевал, все романы про Смоленск, пропитаны сакраментальными мыслями и очень мощными подробностями прошлых войн».

М.Е.: «Он не один, просто пока так получилось, фактор времени. «Книжный мир» нам советовал Витакова включить — я его знал исключительно как песенника, а поискал информацию — оказалось, есть повесть о Меркурии Смоленском. Теперь хочу ознакомиться. Сейчас тоже много чего появляется, просто не всегда удается заметить. Тот же Ермаков — пара книжек в «Кругозоре» на полке была, наткнулись случайно. Недавно читали с супругой брошюрку Хозерова про тайные знаки на плинфах Смоленска. Интересно. А у местных спрашиваем, так даже настоятель церкви Петра и Павла не знает о книге ничего.».

А по архивам роетесь?

О.Е.: «Надо. Но пока нам очень помогает союзник в лице историка Демьяна Валуева. Настоящий кладезь полезных проверенных данных. А так — это объемы данных колоссальные. Но в архив нужно — один краевед пишет одно, другой другое».

М.Е.: «Вообще источников у нас не счесть, откуда черпать и черпать и еще на потомков хватит. Недаром археологи говорят — у Смоленска культурный слой 18 метров толщиной, и в основном это череда кладбище-пожарище-кладбище-пожарище. Жаль, что наша история на войнах очень зациклена, но тем важнее упоминать конкретных людей, читать культурные произведения писателей, поэтов, историков».

На экскурсии в современном городе больше приезжих ходит или смолян тоже хватает?

М.Е,: «Сегодня вообще очень много людей было. Мы даже не ожидали такого ажиотажа, всем благодарны, кто записался и пришел. Как ни странно, приезжих регистрировалось всего человека три. Сами смоляне частые гости наших прогулок, просто не хотят стандартные посещать. Конечно, совдеповские «посмотрите налево, посмотрите направо», уже почти не встречаются, но стереотип в головах у людей засел прочно. А тут, видимо, заметили на афише необычное описание и пришли».

О.Е.: «Сейчас интересно людям немного другое. Просто памятники смотреть и в интернете можно. Если приезжие приходят — обязательно идут вопросы «а куда у вас сходить, чтобы с интересными людьми познакомиться? А какие сейчас художники в Смоленске есть?» и так далее. Народ ждет эмоций и знакомств. Даже у местных глаза загораются, когда упоминаешь современных смолян, что-то для города делающих. Не каждый, например, знает Ларюцкого — да, его стимпанк скульптуры видят многие, но когда непосредственно про автора говоришь — уже совсем другой настрой и интерес».

А вообще какие самые экзотические гости у вас в практике бывали?

О.Е.: «Эквадорец. Города не знаю, предприниматель, очень обеспеченный. Живет на два дома, в Москве и Гонконге. Приехал в Смоленск, обзорную прошли с ним, очень понравилось. За последние два года «косяком» пошли австралийцы. Удивляемся — откуда на другом конце света про Смоленск знают! А семей пять уже точно было оттуда».

М.Е.: «Они рассказали гениальную фразу: «Смоленск абсолютно прекрасен для иностранного туриста своим спокойствием. Турист бы и рад насладиться Барселоной, ее архитектурой, духом. Но там от наплыва приезжих шагу не ступишь спокойно. А здесь нетронута атмосфера живого города». Даже по России смотреть — нас сравнивают с Великим Новгородом. Города действительно похожи, но там все вылизано, в порядок приведено. А туристы плюются — «ходишь как по открытке, все ненастоящее».

О.Е.: «Да-да, я уже не удивляюсь, когда туристы проходят спокойно мимо отреставрированных фрагментов крепости, где Донец, Копытенские ворота, и чуть не слюной капают на тот фрагмент, где зубец обвалился — это же настоящие камни, те самые, которые Конь клал! Я им говорю — так рядом тоже кирпичи, просто чуть восстановленные. Не интересно. Край крепости за Веселухой и вовсе любимое место. Туда обязательно вожу людей, прикоснуться к самой первой кладке. Грустно, конечно, что разрушается, но я за то, чтобы там законсервировали эту кладку, а не портили реставрацией».

Использованы материалы следующих авторов:

Они написали войну

Евген Гаврилов

В Смоленском государственном университете открылась выставка военных литераторов.
Без военкоров мы бы не знали и половину тех ужасов, что несет в себе война. Людей, обладающих мастерством слова, наших коллег, в прошлом война заставала врасплох. С началом Великой Отечественной, когда практически все мужское население СССР рвалось на фронт, защищать родину от врага, сложно было представить себе оставшихся в стороне писателей и поэтов. Да, кого-то берегли, старались не бросать в пекло. Но иных это самое пекло и ковало, превращая в литературные глыбы, способные двумя предложен

...

Солист группы «Руки вверх» поблагодарил смолян за тёплый приём

Яна Никольская

Большинство горожан предпочли платный концерт массовым гуляниям на День города.
Группа «Руки вверх» по-настоящему отжигала во дворце спорта «Юбилейный» в Смоленске в субботу, 21 сентября. О своих эмоциях от выступления солист Сергей Жуков рассказал в Инстаграм.«Смоленск, спасибо! Наш 9-дневный мини-тур заканчивается с самыми теплыми эмоциями и воспоминаниями! Надеюсь и у вас, друзья, сегодня будет, о чем вспомнить после концерта!» — поделился музыкант.Выступление, совпавшее с празднованием Дня город

...
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ

Один человек высказал хорошую идею на счет кинотеатра "Октябрь", его надо передать государству и сделать там музей Великой Отечественной Войны , внутри сделать диораму смоленского сражения, а рядом с ним разместить экспонаты на улице, технику в разрезе, инсталляции. Тот же поезд Победы очень многим понравился. Тогда туристов точно прибавится, из других городов будут приезжать группы детей. Вот тогда это действительно будет площадь Победы, а не площадь торговли носками ,трусами,шубами и икрой

Илья Муромцев
Новости партнеров


наверх