Анатомия одного конфликта

Игорь Владимиров
Почему в Смоленской области боятся конкуренции за пассажиров

Тема пассажирских перевозок в регионе с некоторых пор стала «горячей». И не потому, что хорошо или плохо работает общественный транспорт — рассуждать о перипетиях этого рынка скучно, если в них нет «героя» и «антигероя». И вот их нашли. Июньская трагедия Смоленский предприниматель покончил с собой из-за финансовых проблемТело мужчины с огнестрельным ранением нашли в его магазине в Голынках подбросила дров в топку сошедшего на нет конфликта. Появились «срывающие покровы» публикации, а люди в соцсетях стали оживленно искать правых и виноватых.

Корреспондент Readovka67 вник в тексты законов и судебных решений и попробовал разобраться, «who is who» на самом деле в запутанной ситуации с конкуренцией перевозчиков в Руднянском районе.

На языке ультиматумов

Новая драматичная страница в истории пассажироперевозок здесь открылась в 2011 году, когда бывшую муниципальную автоколонну, приватизированная и сменившую название на ООО «1897-АВТО», выкупили местные бизнесмены.

Достаточно быстро новые владельцы смекнули, во что ввязались. Государство в последние годы ужесточило требования к транспортникам — как говорится, шаг вправо, шаг влево считается побегом. Вкладываться в бизнес нужно, а ценник не особо поднимешь: тарифы регулируют власти и невысокая покупательская способность смолян. По нашей информации, бизнесмены обратились к в райадминистрацию с просьбой увеличить дотации на сельские перевозки с 3,4 млн. рублей до 15 млн.

Понятно, что автобус должен курсировать между деревнями и райцентром, хотя там заведомо не будет много пассажиров, поэтому-то перевозки внутри муниципалитетов и дотируются. Но рост субсидий почти в пять раз в районе сочли неприемлемым. Когда автоколонна заявила о прекращении внутрирайонных рейсов, администрация не поддалась шантажу и выставила эти маршруты на конкурс. Победил в нем ИП, не требующий увеличения дотаций. Напротив, он приобрел несколько новых автобусов, чтобы возить селян.

Видимо, дебет с кредитом у автоколонны по-прежнему не очень сходился, раз она вскоре снова потребовала увеличения субсидии. На сей раз — на городские перевозки. По нашей информации, с 50 тысяч рублей в месяц до 340 тысяч. Райадминистрация выполнить такой ультиматум не смогла.10 мая 2017 года предприятие объявило, что город остается без общественного транспорта, обвинив в своих проблемах чиновников. Чтобы не допустить социального взрыва, власти нашли перевозчика в соседнем Демидовском районе. А через несколько месяцев выставили и эти маршруты на конкурс. Его выиграл предприниматель, который уже занимался внутрирайонными перевозками.

Так руководители автоколонны убили двух зайцев: выставили себя пострадавшими (которых в русском менталитете, как известно, принято жалеть), и сбросили балласт неприбыльных сельских перевозок. При этом они оставили за собой «вкусные» рейсы между районным и областным центрами. Неожиданная для них проблема заключалась в том, что они сами «вырастили» себе соперника.

Когда у этого предринимателя освободился автобус, он стал заниматься заказными перевозками на Смоленск. Но старожилы рынка, работавшие на регулярном* маршруте, не собирались сдавать позиций, торпедируя жалобами надзорные органы и суды.

Игры в монополию

Притом сами они работали на непонятно на каких основаниях. На это, в частности, указало региональное антимонопольное ведомство, куда автоколонна пожаловалась на конкурента. Решением от 23.10.2018 УФАС прекратило рассмотрение дела «в связи с отсутствием в действиях предпринимателя нарушений антимонопольного законодательства в части совершения недобросовестной конкуренции» и инициировало проверку в отношении профильного Департамента обладминистрации, который должен был разыграть на конкурсе регулярный маршрут, но не сделал этого.

Тут следует отметить, что с 13 июля 2015 года, когда вступил в силу закон 220-й ФЗ («Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом...»), перевозчики на регулярных маршрутах определяются на конкурсах, в конкурентной борьбе. Логика законодателя понятна — работу должен получить тот, кто предложит лучшие условия. Исключение в законе сделано только для маршрутов, на которые ложится большая социальная нагрузка и которые дотируются из бюджета, в отличие от коммерчески выгодных рейсов.

Между тем ООО «1897-АВТО» продолжала работать по неоднократно продлевавшемуся старому договору, который был заключен еще в 2008 году. За это время и статус маршрута между Рудней и Смоленском изменился — был межмунципальным, а стал пригородным, и его номер — с «531-го» на «232-й», изменились и промежуточные пункты. Конкурс, как это положено по закону и как делается повсеместно, Департаментом Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству в этом случае не проводился. Там ссылаются на переходные положения закона (которые, напомним, распространяются только на субсидируемые перевозки). Таким образом, существовали ли вообще какое-либо законные основания для работы на регулярном маршруте у автоколонны — это еще вопрос.

Легальны ли заказные перевозки

Но это не смущало руководителей автоколонны, которые сделали ставку на далекие от экономики методы борьбы с конкурентом. В соцсетях и публикациях некоторых СМИ стала распространяться информация, что заказные перевозки нелегальны. Якобы, в таком случае ни ответственность перед пассажирами не застрахована, ни техника не проходит предрейсовые осмотры, и вообще нарушено всё, что только можно.

А что на самом деле? В 5-й статье федерального закона N 259-ФЗ, который называется «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», совершенно определенно сказано, что перевозки бывают регулярные и заказные, причем вторые подразделяются на разовые и систематические. Заказные перевозки совершаются по договору фрахтования между заказчиком и перевозчиком, в котором прописывается маршрут и место отправления, размер платы с пассажиров и т.д., а допуск в автобус производится по списку, предоставленному заказчиком. Все это есть у ИП, занимающегося перевозками между Рудней и Смоленском.

Более того, еще в 2011 году аналогичная ситуация рассматривалась в суде. Тогда территориальное Управление государственного автодорожного надзора (УГАДН) посчитало, что компания «Смоленский деловой партнер» проводит регулярные перевозки под видом заказных и выдало предписание об устранении якобы имевших место нарушений. Основными аргументами ведомства были наличие графика движения автобусов у предприятия и продажа билетов всем желающим.

Но в арбитраже, а затем в апелляционной и кассационной инстанциях претензии УГАДН рассыпались как дым. Как установлено в ходе разбирательства, график на павильоне с кассой — это не расписание, а «ориентировочное время отправления автобусов, которое корректируется в по желанию пассажиров и по мере формирования группы», а в законе «отсутствует запрет на оформление договора на оказание определенного рода услуг документом, имеющим форму билета и содержащим основную информацию об оплаченной услуге».

Есть масса идентичных решений Фемиды и в других регионах. То есть законность заказных перевозок как явления доказана судебной практикой.

«Эволюционируй, или вылетишь в трубу»

Конкурирующий с автоколонной предприниматель не выстоял бы против обрушившегося на него прессинга, если бы не повышал качество обслуживания — в конце концов, клиенты голосуют за того или иного перевозчика рублем. В 2018-м он перевел рейсы с центрального автовокзала в Смоленске на автостанцию компании «Русская дорога», за гипермаркетом «Линия» на ул. Кашена, 15б. Так же совершенно официальную, внесенную в реестр федерального дорожного агентства как автостанция четвертой категории.

— Мы предложили другой уровень сервиса. У нас доступно и бронирование, и досрочный выкуп, и предварительная продажа билетов. Это всё есть на других наших маршрутах, но в Рудне о таком раньше не слыхали. Люди приходили на автостанцию, если она была открыта. Нет — просто ждали на улице. Подошел автобус — становятся в живую очередь, не зная, придется сидеть или стоять, и уедешь ли вообще. Мы же привыкли работать в остроконкурентной борьбе на рейсах Смоленск-Москва. Если конкурент эволюционирует, то эволюционируешь и ты, иначе вылетишь в трубу. Ты должен быть привлекателен для пассажиров, а для этого нужно не задирать цену на билеты, выпускать на линию новые автобусы. Есть разные инструменты", — рассказал нам представитель компании «Русская дорога».

Новый партнер принял корпоративные стандарты компании. Техника обслуживается на собственной базе предпринимателя, автопарк постоянно обновляется. Проверяющие, которые к нему зачастили с какого-то момента, не могут найти ничего «криминального», как ни стараются, чтобы можно было закрыть бизнес.

Когда «Русская дорога» занялась перевозками на Рудню, цену билета установили чуть ниже, чем у автоколонны. Но и этого перевозчику хватает, чтобы обслуживать парк и обновлять его, оплачивать комиссию двум автовокзалам в конечных точках.

Секрет прост. Когда пассажирам выдает проездные документы без контроля сам водитель, выдавая отрывные билеты, нельзя быть уверенным, что он не положит часть денег в свой карман. Таким образом может утекать до 30 процентов выручки. Возможно, именно с этим были связаны финансовые проблемы некоторых перевозчиков. У «Русской дороги» каждый пассажир получает фискальный чек на руки, в тот же момент данные уходят в налоговую. Что тут может быть нелегального?

Гордая точка на карте

Автобусы «Русской дороги», и тогда, и сейчас, ходят по прямой от Рудни до Смоленска. А транспорт автоколонны по дороге от районного до областного центра делал крюк в пару километров, заезжая в поселок Голынки, второй по размерам населенный пункт района. Многие местные каждый день ездят на работу в областной центр, дорога до которого занимает меньше часа. Пассажирский трафик там немаленький — кто ездил в ту сторону, знает, что после Голынок автобус обычно сильно пустеет. Но в мае этого года появилось объявление Часть смолян в ближайшем будущем будет отрезана от областного центра«На работу и в больницу не на чем будет ездить» : «1897-АВТО» прекращает работу.

Говорили, что автоколонна снова просила дотаций, на сей раз в обладминистрации. Там, конечно же, отказали — межмуниципальный маршрут, коммерчески привлекательный. Какие могут быть субсидии?

На кассы «Русской дороги» обрушился шквал звонков: люди волновались, как они теперь будут добираться до Смоленска? Видя это, компания пошла на дополнительные затраты, чтобы открыть кассу и диспетчерский пункт в поселке, поставить там оборудование и установить ПО. «Чтобы не говорили, что закрыли конкурента и бросили поселок». Для удобства клиентов «Русская дорога» пустила отдельные рейсы до Голынок из областного центра и Рудни, чтобы не пересекались потоки пассажиров. Но в области приняли решение отдать маршрут фирме «Смоленские пассажирские перевозки» (СПП).

Против «Русской дороги» развернулась настоящая информационная война. Одно местное издание опубликовано несколько статей, в которых перевозчика обливают грязью, сделав компот из слухов и сплетен. Мол, и «нелегал» он, и «бомбила», и «мошенник». Есть все основания, чтобы подать на эту газету в суд. Только времени на это у людей, занятых бизнесом, нет, а на каждый роток не накинешь платок.

Многие голынковцы из солидарности со своим земляком Андреем Новиковым, совладельцем автоколонны, предпочитали пользоваться услугами другого предприятия. Через два с половиной месяца «Русская дорога» прекратила «возить воздух» и отменила рейсы на Голынки. Перевозки-то заказные — нет спроса, нет предложения. Прошло полгода, а поселок продолжает обслуживать СПП, хотя, по закону, давно уже должен быть объявлен конкурс.

Произошедшую в июне трагедию цинично пытаются использовать против предприятия, которому автоколонна проиграла экономическую конкуренцию. Количество спекуляций вокруг самоубийства Андрея Новикова зашкаливает, его сделали чуть не знаменем борьбы против компании «Русская дорога». Теперь уже — из принципа, потому что автоколонна все права на маршрут, и без того зыбкие, окончательно утратила, прекратив перевозки.

Концессия для всех

Тем временем «Русская дорога» развивает в районе транспортную инфраструктуру. Местные власти объявила конкурс на организацию автостанции, которая может обслуживать и межрегиональные рейсы, и международные, ведь через Рудню идут автобусы на Беларусь. По условиям этого конкурса все городские и внутрирайонные перевозки автостанция должна обслуживать бесплатно.

— Перед тем, как заявляться, мы посчитали рентабельность этого проекта. В принципе, подумали, что в ноль вытащим, может, со временем выйдем в плюс. Но мы организуем между двумя станциями чёткую слаженную работу, включая программное обеспечение, диспетчеризацию, возможность продаж обратных билетов и т.д. Чтобы люди могли заранее просчитывать свои поездки, — рассказал наш собеседник.

На станции устроен навес для удобства пассажиров, сделано ограждение, устроен модульный туалет с обогревом и горячей водой, соответствующий требованиям безбарьерной среды. Зал ожидания, кассовая зона, комната отдыха водителей — все соответствует требованиям к автостанции четвертой категории. Сейчас модернизированный объект прошел регистрацию в дорожном агентстве Минтранса. А по истечение семи лет, на которые заключено соглашение, вся инфраструктура, в развитие которой вложил деньги концессионер, перейдет в собственность муниципалитета.

Параллельно «Русская дорога» продолжает добиваться в судах выставления регулярного маршрута Рудня-Смоленск на конкурс, как это положено по закону, ведь пока ей не оставили выбора кроме как заниматься заказными перевозками.

Сейчас можно только предполагать, сколько еще компания могла бы сделать для улучшения обслуживания пассажиров, если бы ей не приходилось массу сил и времени тратить на борьбу с нападками, переписку с чиновниками, судебные тяжбы и раз за разом подвергаться проверкам по надуманным поводам. Но клиент в конечном итоге голосует за того или иного перевозчика рублем.

«Русская дорога» работает на рынке более 15 лет, и делает это в соответствии с российским законодательством, а не его вольными трактовками, которые себе позволяют, в том числе, некоторые структуры госвласти. Кто бы что ни говорил, за все эти годы нет ни одного акта надзорного или какого-то другого органа, запрещающего нам работать. В противном случае можно предположить, что наша деятельность была бы уже давно прекращена в судебном либо каком-то другом порядке", — сказал нам представитель компании.

Произошедшее показывает, что сколько ни вставляй палки в колеса конкуренту, рынок в конечном итоге все рассудит. Хочется надеяться, что и госорганы, ответственные за организацию перевозок, наконец, станут следовать букве закона. Ведь именно из-за их «страусиной» позиции ситуация накалилась до предела. А от конкуренции, которой некоторые чиновники почему-то так боятся (хотя она прописана в законе), в конечном итоге выигрывает и потребитель, и сами компании.

* маршрут регулярных перевозок — предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке. (Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»)

Смоляне предлагают не благоустраивать Массовое поле

Лиза Сафонова

Отдать на реконструкцию хотят другой сквер.
Смоляне предложили отложить реконструкцию Массового поля. А вместо этого благоустроить в рамках «Комфортной среды» предлагают сквер от памятника Федору Коню до монумента Александру Пушкину.Общественные слушания состоялись сегодня, 6 декабря, в администрации Ленинского района. Несмотря на то, что в голосовании за право на благоустройство победило со значительным перевесом

...

“Ласточки” бизнес-класса начали свой “полет” из Смоленска в столицу

Денис Волков

Премиум версия поезда начала курсировать по рельсам с пятницы 1 ноября.
В Смоленске с сегодняшнего дня, 1 ноября, начали свой «полет» поезда «Ласточка», которые двигаются по направлению «Смоленск-Москва».Как сообщает МЖД, состав из 10 вагонов заменит пятивагонные транспортное средство, которое, как сообщали ранее, перестанет кататься по рельсам.Люксовая «Ласточка» включает в себя несколько классов комфортности, адаптирована к перевозке маломобильных пассажиров и даже оснащена местами для провоза до

...
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ

А чего ни кто не кидает фотки прекрасного рассвета?

Илья Муромцев
Новости партнеров


наверх