«Идет речь о создании города-музея»

Николай Медведев
Сергей Пиляк, отвечающий за «образ будущего» смоленской крепости – о предстоящей реконструкции и о том, что последует за ней

Нынешняя реставрация смоленской крепости обещает быть более результативной, нежели предыдущие Скрепя зубцамиВокруг миллиарда, выделенного на реконструкцию Смоленской крепости, началась подковерная борьба . Об этом можно судить и по выделяемой Реставрация смоленской крепостной стены начнется уже в нынешнем годуНа работы выделят более миллиарда рублей сумме — более миллиарда рублей, и по уровню общественного интереса к теме, и по задействованным интеллектуальным и аппаратным ресурсам.

Главное «ноу-хау» — стена должна обрести одного хозяина, а в ходе обновления башни и прясла будут приспособлены Приспособление башен крепостной стены согласуют со смолянамиЧиновники представили "дорожную карту" трансформации главной городской достопримечательности для дальнейшего использования. Исторические интерьеры могут «населить» гостиница, визит-центр, ресторан, мультимедийная экспозиция «Кремли и крепости России», многочисленные выставочные пространства, интерактивные залы. Стену вновь «замкнет» единый маршрут, траекторию которого следует благоустроить. В конечном итоге это позволит «реализовать историко-культурный потенциал крепости, обеспечить ее сохранение и развитие как туристической достопримечательности» (во всяком случае, так задумывается). Понятно, что этот «образ будущего», пока еще достаточно абстрактный, предстоит наполнить конкретикой.

После реставрации памятник перейдет в ведение объединенного федерального музея, который должен развиться из созданного в январе смоленского филиала музея «Хмелита». На днях эту структуру возглавил Музеефикацией Смоленской крепости займется "варяг"За это направление будет отвечать костромич Сергей Пиляк Сергей Пиляк, чья концепция музеефикации крепостной стены победила в конкурсе Министерства культуры.

Председатель экспертной комиссии, замминистра Алла Манилова напутствовала его такими словами:

«Сергей Александрович возглавит административно-творческую группу, которая станет прообразом будущей дирекции музея, ему предстоит собрать команду единомышленников, чтобы начать реализацию проекта».

Сергей Пиляк, защитивший в 2019 году кандидатскую диссертацию по теме «Композиционные особенности костромского деревянного культового зодчества XVII-начала XX вв.», до назначения в Смоленск руководил отделом музейной и библиотечной деятельности департамента культуры Костромской области.

Сергей Александрович ответил на вопросы Readovka67.

«Полная аутентичность возможна, только если остановить время»

— Ваш научный интерес связан с деревянным зодчеством. А чем вас привлекла наша стена?

—  Можно ли четко разграничить деревянное и каменное зодчество в русской архитектуре — это еще вопрос. Судите сами: при строительстве Смоленской стены древесины было использовано едва ли не больше, нежели кирпича и известняка вместе взятых. Крепость стоит на дубовых фундаментах, покрыта тесовой крышей. Строительные леса, гнезда от которых до сих пор видны на поверхности стены, вообще были крупнейшим, хотя и временным, деревянным сооружением Руси.

Смоленскую крепостную стену изучает каждый студент-архитектор. Саму возможность прикоснуться к музеефикации столь выдающегося памятника считаю большой удачей.

— Какое впечатление произвел на вас Смоленск? Интересен взгляд специалиста.

— Даже не говоря о сохранившихся средневековых памятниках, Смоленск очень интересен в архитектурном плане. Однако огромные разрушения в военные годы не могли не отразиться на облике города. До сих пор, даже в центральной части Смоленска, видны участки, где исторические здания утрачены. Эти раны в застройке хорошо заметны специалисту.

В то же время одним из туристических символов города может служить «триумфальная» архитектура послевоенного десятилетия. Эти «ликующие» дома буквально созданы для яркого солнечного света. Немногие российские города могут похвастаться настолько цельным и масштабным ансамблем архитектуры советского неоклассицизма, как Смоленск.

— Какой вам ближе подход к реставрации — нужно ли «осовременивать» исторические памятники или лучше максимально сохранить их аутентичность?

— К сожалению, полная аутентичность возможна только при условии сохранения назначения. В случае со стеной это было бы возможно, если бы перманентно продолжался XVII век, а крепость и сейчас охраняли стрельцы с пушками и пищалями. Если же исходить из реалий, к каждому памятнику нужно подходить индивидуально.

Кроме этого, при разработке проекта реставрации всегда уделяется внимание всем требованиям законодательства. Так, предлагаемое современными дизайнерами устройство лифтов рядом с башнями, к примеру, решает важную задачу обеспечения доступа посетителям, имеющих ограничения по здоровью.

«Программа-максимум — миллион посещений»

— «Этот памятник обладает колоссальным потенциалом, который практически не используется. Между тем, у него есть широкие возможности для того, чтобы вывести Смоленск на новый этап развития туризма и культуры», — говорили вы на презентации в Минкульте. Каковы ваши программа-минимум и программа-максимум?

— При оценке работы музеев сегодня учитывают не только качественные, но и количественные показатели. Задача-минимум для нас — сделать так, чтобы каждый из сотен тысяч туристов, посещающих регион, стал гостем музея «Смоленская крепостная стена». Программа-максимум — за четыре-пять лет перешагнуть планку в миллион посещений. Задача крайне амбициозная.

— Какими примерами вы вдохновлялись при разработке концепции?

— За минувшее столетие в России появились десятки музеев-крепостей. За редким исключением, их территория ограничена замкнутым контуром стен и башен, что значительно упрощает решение оргвопросов. Смоленская крепостная стена расположена в центре крупного города и раздроблена на несколько фрагментов протяженностью от 30 до 1500 метров. Ее ансамбль скрыт современной застройкой и не воспринимается как нечто цельное. В этом заключается основная сложность музеефикации. Фактически сейчас идет речь о создании города-музея, не имеющего аналогов по масштабу.

«Приоритет — смысловым ценностям»

— В концепции затрагивался вопрос о финансировании?

— По сути, на конкурс я представил рамочную версию концепции, которая будет дорабатываться. Предложенный вариант обозначил принципы и сформулировал общие методы музеефикации объектов стены. Финансовые вопросы, конечно же, важны. Однако на этом этапе, при разработке концепции приоритет традиционно отдается смысловым ценностям, то есть тем целям, ради которых затевается проект.

— Какова в общих чертах «дорожная карта» по реализации концепции?

— Реставрацию объектов крепости планируется завершить к 2022 году. Одновременно с ней будет развиваться музей. Ежегодно в состав музея будут входить новые башни и участки прясел. Соответственно, с каждым годом, как мы планируем, будет увеличиваться и посещаемость.

— Какие ресурсы получит федеральный музей для воплощения задуманного?

— Сейчас средства, необходимые на развитие музея, предусмотрены в бюджете. Но в перспективе не менее весомой статьей дохода должен стать «внебюджет». Главные инвесторы успешного музея — его посетители. Каждый рубль, попадающий в кассу, используется на его развитие и сохранение культурного наследия.

— Участвует ли музей в разработке проекта реставрации?

— Сейчас в администрации области действует рабочая группа по реализации проекта музеефикации. На этой площадке обсуждаются все значимые вопросы, связанные, в том числе, с проектированием. Важнейшие решения принимаются коллегиально, с учетом мнения музейных работников.

«Нужны нестандартные решения»

— Одна из озвученных идей — создать гостиницу в башне Орел. Думаете, это может стать реальным бизнес-проектом?

— Такая гостиница, несомненно, станет эксклюзивным пространством, и потенциальный инвестор должен быть к этому готов. Использование стандартных решений здесь не приведет к желаемому результату. Поэтому нужен инвестор, не только обладающий необходимыми ресурсами и опытом, но и в полной мере созидатель.

— Возможно ли устроить ограждения на пряслах с «тыловой» стороны?

— Музей создается, чтобы, в том числе, сделать посещение крепости информационно наполненным, комфортным и безопасным. Поверьте, без необходимых ограждений мы не откроем дверь для посетителей. Сейчас прорабатывается конкретное проектное решение, которое после необходимого согласования будет реализовано на пряслах.

— В концепции упоминается Всероссийский методический центр музеефикации памятников фортификационного зодчества. Что имеется в виду?

— Смоленская крепость — уникальный памятник оборонительной архитектуры. Как показывает практика, у музейной жизни таких сооружений есть огромное количество ограничений. Узкие лестницы и небольшие помещения башен, к примеру, резко сокращают пропускную способность. И подобных сложностей довольно много. С такими проблемами встречаются все музеи-крепости и музеи-монастыри. Находить решения лучше сообща. Мое предложение о создании Всероссийского методического центра прозвучало на защите концепции в Министерстве и в общем было поддержано. Создавая такой центр в Смоленске, мы фактически сделаем наш город столицей крепостной архитектуры России.

Использованы материалы следующих авторов:

В Смоленске в 2021 году появятся новые граффити

Ольга Хоменкова

Город становится всё ярче.
Новые граффити будут появляться в Смоленске с завидной продолжительностью. В следующем году планируется нарисовать космонавта Юрия Гагарина и артиста Юрия Никулина.На фасадах в центре города стрит-арт художник Антон Панфилов уже нарисовал писателя-фантаста Айзека Азимова, актера Анатолия Папанова, путешественника Николая Пржевальского и князя Григория Потёмкина. В скором времени возле изображений известных земляков появятся специа

...

Губернатор Смоленской области возмутился состоянием пристройки к «лучшей школе города»

Илья Лосев

Алексей Островский дал понять, что работа должна закончиться вовремя.
Глава Смоленской области Алексей Островский посетил нашумевшую пристройку к школе №33 после многочисленных жалоб граждан на ход работ. О возникших проблемах в том числе сообщили активисты Общероссийского народного фронта.Защитные решетки на лестничных проемах отсутствуют, туалет для лиц с ограниченными возможностями расположен только на первом этаже, розетки и выключатели подключены неправ

...
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ

Один человек высказал хорошую идею на счет кинотеатра "Октябрь", его надо передать государству и сделать там музей Великой Отечественной Войны , внутри сделать диораму смоленского сражения, а рядом с ним разместить экспонаты на улице, технику в разрезе, инсталляции. Тот же поезд Победы очень многим понравился. Тогда туристов точно прибавится, из других городов будут приезжать группы детей. Вот тогда это действительно будет площадь Победы, а не площадь торговли носками ,трусами,шубами и икрой

Илья Муромцев
Новости партнеров


наверх