«В месяц у меня четыре выходных, чтобы хоть 25 тысяч получалось»

Евген Гаврилов
Смоленские таксисты поставлены агрегаторами на грань выживания

Как легко и незаметно службы такси проникли в нашу жизнь, изменившись от принципа «до центра сколько, брат?» к принципу «машина с номером таким-то будет подана через 2 минуты, пожалуйста, выходите». При этом смоляне прекрасно помнят, как еще в начале «нулевых» можно было «удачно» уехать от вокзала до дома на бомбиле рублей за 400 во вполне себе рабочее время, а сейчас оплату видно сразу, можно через приложение подождать более удобной цены, и вообще — прогресс, технологии, кайф. Так? Как оказалось, таксомоторные перевозки изнутри не только не изменились за последнее десятилетие, но даже добавили в свои будни хаоса, а сами водители уже давно не считают свою работу прибыльной, едва сводя концы с концами из-за демпинга крупных игроков вроде Uber и Яндекс.

Казалось бы, сейчас, в условиях пандемии коронавируса, когда пассажиры предпочитают общественному транспорту пешую ходьбу или как раз услуги такси, заработки должны возрастать, но нет. Минимальная цена на поездку в 69 рублей, по словам таксистов, начисто лишает их возможности не то, что зарабатывать, но и просто достойно жить, а количество временно подрабатывающих коллег снижает и без того скромные доходы тех, для кого это основное средство существования. Возмущенные такой ситуацией водители вечером 15 мая собрались на парковке ТРЦ «Галактика», чтобы обсудить новые требования к условиям их работы, которые через Комитет профсоюза смоленских таксистов «Регион 67» и Общероссийский профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства будут переданы Даниилу Шулейко, генеральному директору ООО «Яндекс такси».

Кратко — поднять минимальные тарифы, снизить комиссию Яндекса, защищать интересы водителя в спорных ситуациях, регулировать радиус подачи на заказ и дать возможность водителю видеть маршрут целиком (сейчас отображается только точка посадки). Помимо обсуждения самого текста обращения, состоящего из 7 пунктов, нам удалось пообщаться с председателем профсоюзной организации Виталием Кулешовым, а так же непосредственно работниками данной сферы, рассказавшими во всех деталях все прелести жизни извозчика в 2020 году.

Главное и основное требование таксистов — увеличение минимального тарифа на поездки до 150 рублей, т.е. более, чем в два раза в сравнении с текущим размером. Для потребителя это кажется возмутительным, но взглянем на обоснование этого заявления глазами самих водителей.

«Это наша общая позиция, — говорит один из приехавших на собрание, Евгений. — Разве это логично, когда у нас ЖКХ дорожает постоянно, бензин за 20 лет взлетел в несколько раз в цене, а мы возим по ценам конца 90-х? Это не такой существенный подъем, если посмотреть на цены вокруг на все товары и услуги. Сколько тогда хлеб стоил и сколько сейчас? Мы даже с пассажирами когда этот вопрос обсуждаем, они все понимают».

Согласно статистике, в сутки в Смоленске фиксируется приблизительно 18 000 заказов такси. Скажете, «зажрались», и так работы выше крыши, только успевай загребать? На деле таксист может выполнить в среднем 2,5 — 3 заказа в час, больше — только на сверхкороткие расстояния по минимальному ценнику. А сколько всего людей зарабатывает сейчас частным извозом? По Смоленску это около 1000 человек, тех, кто постоянные работники, а еще около двух с половиной тысяч водителей подключены к системе и подрабатывают периодически — когда есть свободное время или просто по пути.

Еще вопрос — как именно работает современная система такси. Помните, как несколько лет назад Госдума принимала закон, запрещающий деятельность «бомбил» без лицензии? Что изменилось за это время? Потребитель видит, что подавляющее большинство водителей работают в той или иной системе-агрегаторе, и вроде бы все хорошо, но есть нюансы.

«Еще 7 лет назад существовала такая отрасль — таксомоторная перевозка, — поясняет председатель профсоюза автотранспорта Виталий Кулешов. — Сейчас даже само понятие „водитель такси“ из реестра профессий вывели. Сколько было служб тогда? „Любимое такси“, „Любимый город“, „Жираф“... 7 лет назад минимальная поездка была 120 рублей, теперь — 69. К чему это приводит, когда 4 человека в салон садятся и им услуги авто дешевле автобуса? Сейчас с учетом демпинга цен не осталось никого из перевозчиков, все превратились в рент-парки-посредники у агрегаторов, а таксисты потеряли свою значимость».

По факту, таксистом может назваться кто угодно — любой человек «с улицы» регистрируется в системе, арендует машину и выходит на рейс. Согласно 69-ФЗ «О такси» таксопарки, имеющие лицензии на машины не могут передавать управление ими третьим лицам, но и тут выходит свистопляска:

«В принципе, вы можете ко мне сейчас подойти, попросить ключи, дав 300 рублей, подвезти пассажира до Киселевки, и никто это не проконтролирует, - разводит руками Виталий Владимирович. — Нет постоянных водителей в таксопарках, потому что те стали рент-парками, сдающими в аренду автомобили, но в чем их упрекнешь? При заниженных ценах у них нет возможности закупать новые машины, нет денег на запчасти и другое обслуживание. Сейчас у нас 98% таксистов без оформления трудовых отношений, 82% машин без лицензий ездят, о каком порядке может речь идти? У вас, как у водителя, никаких льгот нет, ваши права никто не защитит. Как был случай громкий в феврале это года в Санкт-Петербурге, когда мужчина заснул за рулем и сбил насмерть молодую девушку. Агрегатор тогда с помощью адвокатов отделался штрафом в 150 000, а вся ответственность легла на водителя, у которого даже прав не было!».

Система агрегаторов вроде «Яндекс-такси» устроена таким образом, что когда ты на линии, тебе приходят заказы, а на раздумья принять или отклонить их, есть меньше минуты, при этом, если отклоняешь больше 2/3 — тебя могут заблокировать. В таких условиях сложно не то, что на обед прерваться — иногда в туалет некогда отлучиться без боязни потерять заработок. Деньги же, какие «поднимают» водители, вызывают недоумение. Один из присутствовавших на собрании показал последние заказы, ни одного дороже 100 рублей, при этом даже такие рейсы-«коротыши» не успеваешь выполнять больше 3-4 в час.

И все же, сколько в сумме? Еще один из собеседников Реадовки показывает смартфон с открытым приложением — за смену чуть меньше двух тысяч рублей. За вычетом комиссии «Яндекса» (в разных городах это от 15 до 28%), комиссии посредника-таксопарка, получается уже полторы тысячи. Вроде все еще неплохо для Смоленска?

«Так это все равно грязными, т.к. я на эти деньги еще заправился, 800 рублей улетело, вот и считайте. Работал с 3 ночи до 9 утра, плюс в 14 часов вышел на смену и до 17. Девять часов за рулем — 700 с копейками рублей. Сколько я обычно работаю? Ну, меньше 30 заказов за день возьмешь — считай, в минус себе. На этой неделе у меня 156 заказов, за 6 рабочих дней. Еще повезло, 9 мая праздник, там получше вышло, а так на то и выходит. В месяц 20-25 получаю чистыми. С четырьмя выходными днями. Отпуск — только за свой счет. Многие коллеги по 14-16 часов работают, чтобы концы с концами сводить! При этом мы вообще никак не защищены — пассажир может наставить „единиц“ просто так, от плохого настроения, и ничего не докажешь. Бывает, что просят остановить и отходят на некоторое время, а счетчик идет, машина ведь простаивает. Возвращаются — видят другую цену, не ту, за которую вызывали, и ругаются, лепят одну звезду... А если рейтинг падает, тебе прилетают заказы все хуже и хуже, а ниже определенной черты и вовсе блокируют. Вот и думайте, как нам тут не возмущаться».

В документе, подписанном тремя сотнями таксистов, указано повышение минимальной цены на территории всего региона. Но так ли оправдан рост цен в каком-нибудь Ярцеве или Десногорске, где масштабы города меньше?

«Система устроена таким образом, что водитель видит только точку заказа, а не весь маршрут, — отвечает Виталий Кулешов. — И на примере Смоленска вам от Колхозной площади может прилететь заказ на Чаплина, где пассажир на соседнюю улицу едет, и в итоге вы полчаса потратите за 70 рублей, ниже одного доллара! Так же и в любом райцентре вас могут вызвать на другой конец города, пока доедете, пока отвезете, время тратится, а выхлопа — полтинник, да еще и спрос ниже! Плюс я что-то не заметил, чтобы в маленьких городах был бензин или продукты существенно дешевле, так что если бороться за наши права, то в масштабах всего региона, а лучше — всей России. Мы хотим создать прецедент для страны, чтобы с нами начали считаться. К тому же, сейчас направляем письмо на имя губернатора с просьбой предоставить субсидии таксистам, как отрасли, страдающей от пандемии. Я верю, что переломный момент уже наступил, раз люди перестали молчать и начали объединяться, чтобы отстаивать свои права. Надеюсь, пассажиры-смоляне поймут нас и тоже поддержат».

Кстати, собираясь в рабочее время, чтобы защитить свои интересы, таксисты тоже рискуют — система отслеживает местоположение всех машин на линии, и, со слов самих водителей, вполне может заблокировать всех несогласных с политикой работодателя, собравшихся жаловаться на условия труда. Официально этого, конечно, им никто не заявлял, но по понятным причинам все номера автомобилей на фото в материале стерты.

Использованы материалы следующих авторов:

Бывший чиновник подшофе устроил ДТП в парке в Смоленской области

Яна Никольская

Угрозы виновника аварии второй водитель снял на видео.
Экс-глава отдела по образования Холм-Жирковского района Смоленской области устроил ДТП в местном парке. Мужчину, явно находившегося в состоянии алкогольного опьянения, сняли на видео. Инцидент произошёл в минувший понедельник, 1 июня.Автор ролика поясняет за кадром, что вместе с семейством прогуливался на природе, а когда вернулся к машине, обнаружил там нетрезвого бывшего чиновника за рулём Nissan, успевшего протаранить его Daewoo Nexia.«Прошу заметить «От

...

Смоленская полиция ищет свидетелей аварии на трассе М1, где погибли двое

Лиза Сафонова

Мужчин на полном ходу снесла фура.
Смоленская полиция устанавливает свидетелей ДТП в Вяземском районе 5 мая. Двое мужчин скончались под колесами фуры.Напомним, что в тот день вечером на 229-м км на трассе М1 остановилась газель. Из кабины вышел водитель, чтобы заменить колесо. На помощь пришел пассажир. Но их не заметил водитель фуры MAN и на полном ходу снес мужчин. Проезжавшая мимо автоледи заметила аварию и бросилась на помощь погибшим, н

...
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ

Михаил, ничего странного!! Что люди (мы) сами делаем чтобы этого не было? Соблюдаем дистанцию, не гуляем с детьми по городу без необходимости, носим маски?! Ведь мы сами этого не делаем (это я не о себе, а по наблюдениям), а потом сокрушаемся, что режим есть, а число растёт?!!! Большинство рассматривает это как такой себе отпуск с пикниками и семейными прогулками!! Вот что раздражает!!!

Юрий Бабарыкин
Новости партнеров


наверх