«Должны идти на рейс 15 машин на город, а выходят 2»

Евген Гаврилов
Рабочих смоленского СпецАвто довели до крайней точки смена директоров, воровство и нищенские зарплаты

О каком порядке в вопросе чистоты городских улиц можно говорить, когда тебя встречают возле проходной несколько десятков сотрудников МБУ «СпецАвто», у которых даже нет спецодежды? В начале июля всему автопарку пришлось простаивать целых три дня потому, что не было денег на топливо. Простые работяги, пытающиеся в ужасных условиях труда выживать на копейки, считающиеся зарплатой, доведены до крайней точки и не желают больше молчать о внутренней кухне своего бюджетного учреждения. До чего доводит оптимизация и чехарда со сменой директоров (нынешний — Валерий Батюк — уже третий только за полгода) читайте в нашем материале.

В кого летят щепки

Пожалуй, нет такого времени года и погодного явления, которое не навлекало бы гнев смолян на коммунальщиков, ответственных за уборку улиц от песка и грязи. Осенью — а что у нас мусором все ливневки забиты? Зимой — а заледеневшие тротуары кто-то будет посыпать, и почему после метели из двора невозможно выехать? Весной — я ничего не вижу из-за пылевой бури. Летом — ваши машины слишком шумят, убираясь по ночам, невозможно спать! А теперь поставьте себя на место заступающего на смену рабочего, водителя автоцистерны-«поливашки» или дворника, который весь день машет лопатой, подбрасывая сметенный к обочине песок в ковш трактора. Им такое приходится выслушивать вовсе не из-за халатной работы. Условия выживания в СпецАвто сродни спартанским. И тому виной сразу несколько причин.

Кадровой текучке подвержены бывают не только низы. Обезглавливали коммунальную службу с минувшей зимы уже дважды, и каждый раз не обходилось без скандалов и последствий, которые «наворотил» предыдущий руководитель. Так, 1, 2 и 3 июля автопарк целого областного центра простаивал по причине отсутствия ГСМ. Вышли вновь с приходом нового директора, когда были найдены 600 тысяч рублей для заправки. Да, такое тоже бывает, когда в нефтедобывающей стране попросту нет топлива для государственного учреждения! А концы... их и не сыщешь, просто примите как данность — руководство города по результатам проведенной проверки уже направило все материалы следователям. Ведь из самой администрации средства исправно направляются на исполнение муниципального заказа — за обслуживание, за топливо, за оплату труда работников. Хотя, с последним пунктом та еще история...

7 июля с журналистами Реадовки67, председателем профсоюза автортранспорта Виталием Кулешовым, а так же депутатами Смоленской облдумы Андреем Шапошниковым и Андреем Митрофаненковым встретились и во всех красках рассказали про свою работу сразу несколько десятков сотрудников «СпецАвто».

«Зарплаты — смех один, - по очереди берут слово рабочие, — по документам все индексируется, якобы растет, а на деле ерундистикой занимаются. Была премия, ее обрезали, кому наполовину, кому больше. Про 13-ю зарплату мы и забыли давно, что это такое. А оклад, точнее, тарифная ставка, это цензурных слов нет. Я, как дворник, получаю чистыми 10 тысяч. Причем, как получал 10 лет назад, так и сейчас получаю. В квитке стоит оклад-тариф, зарплату проиндексировали, а премию урезали, была 100%, стала 45 — я на тысячу меньше в итоге получаю. А приходится дышать грязью целый день, в пыли лопатой махать, закидывая сор, где техника проехать не может — возле заборов, вокруг столбов, где бордюры поломанные».

Насчет безопасности труда отдельная песня — со слов пришедших на встречу рабочих, их не обеспечивали средствами индивидуальной защиты на период пандемии. Собственно, куда там маски с перчатками, если иные мужики не видели даже спецодежды, заступая на службу!

«Видите сами, кто в чем, — разводит руками один из „СпецАвтовцев“, высокий полный мужчина, - выдавали — когда-то кому-то. А прачечную закрыли, стирайте сами. У коллеги жена простирнула комбез, так он по швам расползся. А мне „повезло“ — выделить выделили одежду, но если я ее сейчас надену, вы со смеху попадаете. На несколько размеров меньше. Так что мне, заменили? Сказали: рукава подверни, штанины закатай, будут бриджи».

Но одно дело, когда не в чем работать, другое — когда нет самой работы. Опять же, опираясь на сказанное самими работниками, можно судить, что до 80% автопарка простаивает из-за недостатка запчастей и затянувшихся ремонтов. При этом у водителейза простой и без того мизерная зарплата тает до голой тарифной ставки. К тому же, идет разделение у выполняющих одну и ту же работу мужиков, из-за разных марок машин — на «МАЗах» получают 12 тысяч, а на «КамАЗах» аж целых 14! Объяснение, мол, автомобили одноосные и двуосные водителям не аргумент — работа и там и там тяжелая, а сколько осей, какая разница, если возишь груз не на своем горбу?

Кстати, аналогичные профессии, например, в «Зеленстрое», убирающем ту же грязь и мусор, но из скверов и парков, дворники получают 16-18 тысяч. «Если прихватишь субботу, то и вся двадцатка выйдет» — завистливо произносят работяги «СпецАвто». 280 долларов, так, на минуточку, вызывают зависть у людей, в чьих руках, по сути, чистота наших с вами легких. Кажется, где-то наша страна свернула не туда в распределении благ между ее жителями...

«Водители у нас 12 на руки получают, а как по ремонту хожу, так 5-6 в месяц получаю, жду пока машину сделают. Работы нет, прихожу и из угла в угол с 8 до 5 перемещаюсь, вот и вся работа. При этом автопарка-то у нас хватает, чтобы закрыть потребности города в уборочной технике, если бы она не стояла. Город грязный почему? Потому что выходит в рейс 3-4 машины, хотя в былые времена до 15 ездило! В последние две недели вообще две осталось, на ремонт еще две встали. Поливашки две только, на весь Смоленск! В норме надо хотя бы 4 на каждый район, в ночь и все пять, когда движения нет и самая работа. И как-то нечестно выходит, когда нам в таких условиях даже завалящую премию не дают. В других предприятиях муниципальных, ко дню шофера хоть какую тыщу, а скинут, мы чем хуже? При этом думается, деньги на премии выделяются одинаково, а нас тут 200 человек. Вот и посчитайте, сколько это денег растворяется неизвестно где. Я 42 года здесь работаю, такой развал здесь впервые наблюдаю».

После такого диалога складывается понимание, почему на сайте городской администрации регулярно отчитываются о круглосуточной работе уборочной техники, выдающей норму вывоза грязи и сора, а улицы все равно покрыты пылью — попробуй с таким дефицитом машин на ходу справиться со столицей региона!

«Вопрос не в том, что денег нет, вопрос в том, как эффективно они расходуются, — говорит Виталий Кулешов. - В Смоленске планируется постройка завода по производству реагента, для обработки улиц зимой. Выделено на эти цели около 20 млн рублей, сумма, которой хватило бы, чтобы решить массу проблем в „СпецАвто“, с техникой, оплатой труда, запчастями. А какой толк от завода, если имеющееся оборудование не рассчитано на работу с жидкостью? При этом песок для посыпки закупают иной раз некачественный — камни попадаются, срывают цепи, ломают механизм. А это остановка, разгрузка, только вручную, простой».

Мнение сверху

За всей встречей наблюдал, не вмешиваясь, стоящий чуть поодаль новый директор «СпецАвто» Валерий Батюк. Валерий Викторович, в прошлом возглавлявший электросетевую компанию в Ярцеве, заступил к исполнению обязанностей руководителя всего два дня назад, а потому логично, что особенно развернутых ответов на вопросы, возникшие в ходе беседы с рабочими, от него никто не ждал. Человеку явно нужно время, чтобы разобраться в заваренной его предшественниками каше, чтобы начать действовать. Виталий Кулешов отдельно подчеркнул, что от лица профсоюза он готов поддерживать весь коллектив в целом, одинаково отстаивая интересы и уборщицы, и директора — было бы желание наладить работу.

Последнее явно приободрило нового главу «СпецАвто», выразившего готовность идти на контакт, уже во время разговора в его кабинете, за что уже спасибо. Хочется верить, что уж это кадровое решение пойдет на пользу откровенно загибающемуся учреждению.

«Попытаемся вывести показатели работы хотя бы на уровень прежних лет. Недовольство людей понимаю, и про спецодежду сам был неприятно удивлен — это ведь не просто лицо компании, узнаваемость рабочего, но и безопасность на производстве. И понятно, что люди, приходя на работу, требуют от работодателя полный комплекс положенных по закону услуг. Будем в этом направлении решать вопрос, уже рассматриваем несколько предложений. Я вижу, что ситуация с финансами, прямо скажем, необычная. Но о причинах пока не могу сказать, разбираюсь сам. По поводу конкретно простоя из-за отсутствия ГСМ, объясню — по контракту не оплатили вовремя сумму, возникла кредиторская задолженность. Нехорошая ситуация — я уверен, что из города эти деньги приходили, но где затерялись — вопрос. Собрание с коллективом я еще не проводил — не хочу разглагольствовать просто так. Разберусь в ситуации, пойму, как, что и почему здесь не работает так, как надо, тогда и пообщаемся. Я настроен серьезно, иначе не пошел бы на эту должность».

Верить на слово чиновникам в Смоленске трудно, но и судить в любом случае нужно по конкретным делам, для которых нужно время. В руках Валерия Батюка сейчас по-настоящему проблемное предприятие в крайне непростое время, но — кому сейчас легко? Назначенный лично главой города Андреем Борисовым, он имеет все шансы вернуть уважение смолян к людям, отвечающим за чистоту наших улиц. Ведь простым людям все равно на внутренние перипетии МУПов, им нужно, чтобы на их налоги убирали город!

Городская администрация так же всецело заинтересована в нормализации работы «СпецАвто» после периода застоя, если не сказать хуже:

«Главой города была инициирована проверка контрольно-ревизионным управлением деятельности предприятия за 2018-2020 годы, - отмечает заместитель мэра по городскому хозяйству Анна Пархоменко. — По результатам можно констатировать факт ненадлежащего использования финансовых ресурсов: заключались договора на оплату фактически невыполненных объемов уборки по муниципальному заданию, запчасти на установку списывались, а фактически установлены не были, обнаружена недостача противогололедных материалов, а так же несоответствие состава песко-соляной смеси. Выявлено неправомерное расходование денежных средств на заключение договоров со сторонними организациями при наличии возможности проведения работ своими силами.

Недостатка в финансировании оплаты труда работников указанного предприятия нет, деньги из бюджета предусмотрены в полном объеме на весь год. На предприятии большой автопарк, нехватки рабочих рук не было. Действительно был напряженный график работы в апреле-мае, связанный с пандемией коронавируса. В рамках противоэпидемических мероприятий проводилось уборка дезинфицирующими средствами, обработка улично-дорожной сети, остановочных павильонов. Усиливалась нагрузка на работников предприятия, но она оплачивалась — за работу в ночные и выходные дни, если ее необходимо было производить. Дезинфицирующие материалы, необходимые для обработки, были закуплены. Средства выделены из резервного фонда администрации Смоленска. Надеюсь, что с назначением нового директора, порядок на предприятии будет наведен. Что касается предыдущего состава, здесь придется в рамках иного законодательства разбираться с теми должностными лицами, принимавшими те решения, которые привели к возникшим последствиям и настроениям на предприятии».

Использованы материалы следующих авторов:

Фонтаны снова радуют глаз смолян

Яна Никольская

Впервые за сезон администрация пустила воду.
В Смоленске впервые за сезон заработали городские фонтаны. Фотографии бьющей воды из сада Блонье и сквера у музыкального училища на улице Дзержинского опубликовала городская администрация.Напомним, фонтаны пришлось «заморозить», как и сами парки на время коронавирусных ограничений. Открыли зоны отдыха лишь в конце июля, и то не полностью. До сих пор, например, в Лопатинском саду не работают

...

Кошмар на улице Вязовой

Николай Медведев

Вырубить нельзя сохранить: власти «изящно» решили вопрос, как застроить Пасовский лес, делая вид, что хотят его сберечь.
Чиновники уверяют, что сделали Пасовский лес частью «Зеленого щита» Смоленска, взяли под защиту как особо охраняемую территорию. По факту около 100 га Пасовского леса в Вязовеньке отданы на заклание. Что, в Смоленске есть два Пасовских леса, или люди разговаривают с власть предержащими на разных языках? Почему возникла такая путаница, разбирался наш корреспондент.Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную23 июня горсовет принял

...
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ

24 и 26 лет ранее неоднократно судимы и снова совершают преступление.Может когда-то дойдёт до нашего государства, что судебная система и ФСИН у нас дырядые?! Постоянно новости о том, что в 18, 20, 22 люди уже судимы и совершают снова преступления. 10, 20 лет надо давать, если им не жалко своей жизни и они совершают рецидив.Сейчас за этого жигуля дадут им 2 года условно. Через год о них ещё раз напишут про очередное преступление и т.д.

Алексей Пыцкий
Новости партнеров


наверх