Сам себе режиссёр, сам себе бизнесмен

Анна Бахошко
Антон Потапенков о пути от телевизионщика до самозанятого видеохудожника

Летом 2020 года у жителей Смоленской области появилась возможность стать самозанятыми. К 1 января 2021-го получить этот статус решились лишь 3538 смолян, что, в общем-то, немудрено: мало кто знает, что из себя представляет эта самая самозанятость и с чем её едят. Readovka67 решила узнать ответы на эти вопросы, но не из официальных источников, а непосредственно от смолян.

Одним из первых жителей региона, решившихся на регистрацию в качестве самозанятого, и по совместительству нашим первым героем стал видеохудожник Антон Потапенков . Мы хотели встретиться с ним непосредственно на рабочем месте, но, как оказалось, для предпринимателя нового образца наличие офиса или хотя бы отдельного кабинета вовсе не обязательно. Впрочем, обо всём по порядку.

— Антон, почему вы выбрали сферу видеомейкинга? Как пришли в професссию?

— Ещё будучи ребёнком, в 90-е годы, я смотрел телепрограммы Сергея Супонева («Зов джунглей», «Звёздный час»), рос на фильмах BBC, National Geografic и стал буквально бредить телевидением! И так получилось, что с 2007 года я туда и попал — мечты сбываются! Суммарно я проработал на ТВ больше 10 лет и ничуть не жалею об этом, но в какой-то момент пришло время двигаться дальше, и вот теперь я занимаюсь видеопроизводством немного в другом русле.

— Вы руководитель Racurs Studio. Что это такое?

— Это студия по видеопроизводству. Мы создаём не только свадебные клипы и фильмы, но и рекламные ролики, производственные фильмы, науч-поп... Наверно, для меня это даже более любимое направление.

— Почему?

— Всё просто: в свадьбе мало творчества, там всё по шаблонам: сначала невеста собирается, потом женится, и в конце салют. А когда ты разрабатываешь идею, пишешь сценарий, снимаешь, причём порой в экстремальных ситуациях, делаешь монтаж и только потом видишь результат, готовый продукт — это совсем другое. Вот это круто, это интересно!

— Как долго существует ваша студия?

— Примерно с 2015 года, то есть работаем уже около 6 лет. Сначала я оформил ИП, но меня оттолкнуло количество бумажек, отчётности, поэтому закрыл. А самозанятым я стал в этом году, зарегистрировался сразу, как только это «ноухау» добралось до нас, 1 июля.

— А почему вы вообще решили официально оформить своё дело?

— Я знал об эксперименте в Московской, Калужской областях и, по-моему, Татарстане, и прям ждал, когда это дойдёт до нас. На самом деле основная причина — это то, что у меня есть клиенты, которым нужна официальная документация. И вот как только Смоленскую область включили, я прям в этот же день в 9 утра зарегистрировался за целых 15(!) минут. Ещё рано подводить какие-то итоги, но пока я доволен.

— С какими компаниями вы сотрудничаете? Речь идёт только о смоленском рынке?

— Я снимал для федеральных каналов («Первый», «НТВ»). Работал с другими довольно крупными компаниями: «Рабочий путь», «АтомЭнергоСбыт», «Hyundai», «Алвид», «Авангард», «Газпром газораспределение Смоленск»... Моя профессия как раз прекрасна тем, что можно погрузиться в самые разные сферы и встретиться с разными людьми. Сейчас, например, закончил видеоурок медитации для известного смоленского йога!

А по географии у меня в «копилке» Смоленск, Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Калуга, Брянск, ещё работал в Беларуси. Думаю, скоро список пополнится.

— Как вы отметили, с момента вашего оформления времени прошло ещё очень мало, но какие плюсы и минусы самозанятости вы уже успели выделить?

— Плюсов очень много. Первое — ты выходишь из тени. Звучит, конечно, официозно, но так оно и есть. Второе — никаких бумажек, отчётности, всё делается в приложении, и ты как творческий человек можешь сфокусироваться на работе, не думать о волоките. Третье — ты контролируешь свои финансовые потоки и, если ты честно работаешь и приходишь в банк, в приложении есть все выписки для получения кредита. Плюс есть выбор по поводу пенсионных отчислений: я не в пенсионный фонд направляю деньги, а у меня есть отдельный счёт, на который я скидываю определённые суммы — есть право выбора, это радует. И в прошлом году бонусом больше 20 тысяч рублей на уплату налога перечислило государство, то есть я почти не платил из собственных средств — недавно только заплатил целых 500 рублей.

А минус — это то, что ещё мало времени прошло, поэтому некоторые организации, точнее их бухгалтерии, не знают, как работать с самозанятыми, мы для них — что-то новое. Ещё один нюанс — пока что у юридических лиц ко мне как к самозанятому остаётся какое-то недоверие, но надеюсь, что это временно. У некоторых есть скептицизм, мол, это пока что так хорошо, а потом налоговые ставки вырастут, но фактически они заморожены — 4% для физлиц, 6% - для юр.

Ещё важно понимать, какие у вас цели, перспективы. Если вы собираетесь покорять мир, зарабатывать по 5-10 миллионов рублей в год, то эта форма не для вас — для самозанятых есть ограничение по заработку. Это скорее начальный этап бизнеса. Если идёт огромная прибыль, то нужно переходить на другую систему налогообложения. Но для тех же репетиторов, кустарей производства и так далее — это самый приемлемый вариант. Ну, и не все могут с легкостью разобраться в приложении — например, сложно может быть людям 50-60-ти лет, но своему отцу я всё объяснить смог. А для молодёжи работать через приложение вообще не составит труда.

Какие ещё минусы... Не знаю, только если приложение загнётся, но пока с ним всё в порядке, проблем с чеками и чем-то ещё у меня не было.

— Студия предполагает не одного сотрудника — как это сочетается с самозанятостью?

— Во-первых, я человек-оркестр. Во-вторых, я иногда прибегаю к услугам аутсорса. У меня сотрудников в штате нет, но есть друзья-монтажёры — тоже самозанятые, я их и сагитировал, в общем-то, на это. И им точно так же перечисляю заработанное. Абсолютно всё легально, без каких-либо нареканий. Я отвечаю за встречи с клиентами, сценарии, съёмки, но некоторые моменты по графике или монтажу могу отдать коллегам. У нас творческий союз, своего рода мини-объединение самозанятых.

— С какими трудностями с точки зрения бизнеса вы сталкивались?

— Самоорганизация — это самое главное. Многие не могут правильно распределить время. Чтобы бороться с этой проблемой, чтобы не отвлекали семья, дети, некоторые мои знакомые снимают офис, но у меня получается работать из дома. Я умудряюсь и поработать, и с сыном пособирать Lego, и сходить в магазин, и пройти обучение... Просто нужно не забывать уделять время и работе, и себе — это тоже очень важно, чтобы не перегореть.

Конечно, работа на дому — не для всех, её плюс — отсутствие расходов на аренду и на транспорт. Теперь меня вообще невозможно затянуть на офисную работу на кого-то — ни капли не жалею, что работаю на себя. Но в этом есть и минус: когда работаешь на кого-то, у тебя есть уверенность в завтрашнем дне, а когда сам себе хозяин — вся ответственность за будущее лежит только на тебе, и с этим не все могут справиться.

— Как вы и ваша студия пережили острую фазу коронавирусных ограничений?

— Нет ни одного человека, на ком бы не отразился вирус. Надеюсь, что скоро все привьются, и всё пройдет. Но 2020 год показал, что нельзя сидеть на попе ровно — нужно думать, выходить из зоны комфорта, и тогда всё получится. Да, у людей стало меньше денег, заказов поубавилось, но, по закону сохранения энергии, они не исчезли, а перекочевали — надо их просто найти. Поэтому я начал работу ещё и по многокамерным прямым трансляциям, это стало очень актуально и, думаю, останется актуальным надолго — коронавирус здесь мне даже в плюс сыграл. А про свадебное кино: люди всегда будут жениться, хоть в коронавирус, хоть в чуму. Заказов не стало меньше, они просто немного перенеслись наперёд.

— Вы часто снимаете самые приятные моменты жизни — в первую очередь, свадьбы. Сколько пар пережили день рождения своих семей вместе с вами?

— Не считал, но больше 200 точно прошло через мои объективы. Со многими складывается так: сначала снимаю их Love Story, потом свадьбу, крещение детей, линейку первого класса... Получаются целые семейные фильмы! Для некоторых я стал семейным хроникёром! И еще важно: 99% моих пар не разводятся! Я — талисман! Безумно приятно, когда пары рассказывают, что поссорились, но, посмотрев свадебный фильм, помирились. Вообще свадебные и семейные фильмы становятся ценными только через 5-10 лет, особенно когда уходят родители, и есть возможность посмотреть на них счастливых, танцующих...

— Какая съёмка стала для вас самой сложной и почему?

— Думаю, как и у всех, самая сложная съёмка — первая. До сих пор её помню: делал ролик для зоомагазина. Снял плохо, неуверенно, неправильно... Получил нагоняй, переснял и сделал достойно. Не самый приятный опыт, но без этой съёмки не было бы меня.

— Самые необычные места, где вам доводилось снимать?

— Сейчас многое стало обыденностью, поэтому сложно что-то выделить. Запоминается опасность — однажды снимал, как девочка прыгала с парашютом! Я боюсь высоты, но всё же решился: забрался в самолёт, мне надели парашют, полетели... Страшно — жуть, а надо подойти как можно ближе к краю. Но ничего, справился — просто старался смотреть вниз через объектив.

Мне очень запомнилась работа над фильмом про трамвай, про то, как он устроен, как работает — я прям доволен результатом, хотя, конечно, можно было и чуть лучше.

— А что такое идеальная съёмка?

— Это то, чего не существует. Но если постараться составить формулу, то это, в первую очередь, подготовка, причём как с моей стороны (в техническом плане и с учётом погоды), так и со стороны заказчика. Был случай на производственной съёмке, когда завод был элементарно грязным, не убранным, хотя это лицо клиента. У меня нет задачи быстро снять и свалить, мне нужен результат.

Не менее важные компоненты — проработка сценария, наличие всего необходимого оборудования, отсутствие противодействия со стороны заказчика и работа в компании людей, с которыми комфортно. Увы, всегда есть нюансы, безупречных условий не бывает почти никогда, но решаешь проблему за проблемой, и идёшь работаешь.

— Поделитесь планами на будущее? Есть масштабные идеи?

— Есть планы по развитию, но речь не об укрупнении компании, я не готов быть руководителем, я скорее творческий мастер. Если предложат интересную работу — да, но амбиций по расширению бизнеса нет, я бы от скуки помер. Не всем быть продавцами и организаторами — кому-то надо снимать.

В этом году подал заявку на участие в экспедиции с Русским географическим обществом на север, хочу снять документальный фильм. Это будет не только плюсом к моим навыкам, но и делом для души — именно об этом мечтал в детстве. Вообще мечты сбываются у тех, кто к этому стремится, — я в этом плане оптимист. Кто-то говорит: «Как? Ты же живёшь в Смоленске! Что там можно снимать?» Но это совершенно не мешает — Москва тоже не резиновая, а я люблю свой город. Когда надо уехать на съёмки — уезжаю запросто. Главное найти свой путь и идти.

Продолжение следует...

Использованы материалы следующих авторов:

Мать восьмисот «дочек»

Евген Гаврилов

История кукольного мастера из смоленской глубинки Анны Ярун, чьи поделки украшают частные коллекции по всему миру.
Девушки и женщины, а ну-ка, признавайтесь, кто из вас не любил в детстве играть в куклы? А если бы вам сказали, что, когда вырастете, ваша профессия неразрывно будет связана с их изготовлением? «Да нет, бред какой-то», — подумала бы всего несколько лет назад Анна Ярун. А сегодня она встречает журналистов Readovka67 в статусе известной кукольной мастерицы, чьи произведения искусства с личиками, как у настоящих детей, разлетаются по всему миру не хуже горячих п

...

Гражданская самооборона: почему в Смоленске нельзя вступаться за девушек и защищаться от побоев

Артём Булычев

«Били они, а собираются судить нас. Хотелось жить в справедливости, а получилось так, что ее попросту нет».
Справедливость по Ожегову — это беспристрастие. Многие же сталкивались с обратным, когда интересы остаются незащищенными из-за некого влияния извне. Это произошло и с группой смолян, которые против своей воли оказались не только в гуще массовой драки, но и в самом «жерле бюрократического вулкана», который жжется сильнее, чем любой синяк или ссадина.Потасовка на ПоповаИнцидент произошёл в Смоленс

...
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ

Это самый високосный из всех високосных годов, что я видел в своей жизни

Илья Муромцев
Новости партнеров


наверх