Как «слепить» работу мечты своими руками?

Анна Бахошко
Лайфхак от смоленского мастера по керамике Анастасии Кузьминых

Посвятить несколько лет некогда любимой профессии и однажды проснуться с осознанием, что дело жизни уже не только не приносит удовольствие, но и тяготит — страшно. А ещё страшнее ничего не изменить после столь однозначного «открытия». Тут не поможет ни самообман, ни сколько угодно хорошая зарплата, ведь побочным эффектом от такой работы неминуемо станут профессиональная стагнация, апатия и на десерт чувство безапелляционного несчастья. В подобной ситуации оказалась смолянка Анастасия Кузьминых. Пару лет назад она перевернула свою жизнь с ног на голову, променяв хорошо оплачиваемую стабильную работу на творческую самозанятость. Почему Настя решилась на столь рискованный шаг и чего ей это стоило — в материале Readovka67.

— Долгое время — 15 лет — я работала в успешных компаниях, занимала руководящие посты: набирала и обучала персонал. Со временем огромная ответственность за большое число людей стала утомлять, тяготить. Из-за этого я начала перегорать, терять интерес к профессии. Я считаю, что работать нужно и можно, только когда ты кайфуешь от того, что делаешь. Тогда ты хорошо зарабатываешь, тогда тебя ценит руководство, тогда тебя уважают коллеги... Пока я это чувствовала, всё было прекрасно, а потом я начала, скажем так, тухнуть: стала раздражительной, нервной, унылой, у меня перестали рождаться новые идеи — всё это признаки профессиональной стагнации. И подспудно я стала перекладывать ответственность с себя на руководство. Но на самом деле вопрос был только ко мне, к осознанию себя в профессии.

В свободное от работы время я стала засматриваться на керамику в Instagram. Это длилось около года, и вдруг я задумалась, как её можно делать своими руками и получится ли это у меня... Когда стала изучать эту тему, поняла, что надо купить, как это вообще делается, прикинула бюджет и стала копить, но подсознательно. Непосредственно решение родилось позже, и тогда я поговорила с мужем, — вспоминает Настя, не без удовольствия превращая кусок глины в миску для пирожков.

Беседа с супругом прошла в обстановке, подобной той, что тиражируют мелодрамы: в итальянском ресторанчике на берегу Дуная на родине Насти в Венгрии, когда пара была в отпуске. Сначала он сомнительно отнёсся к затее и, зная об импульсивности жены, уточнил, не передумает ли она в скором времени. Но когда в ответ прозвучало твёрдое «нет», ему только и оставалось что согласиться.

По возвращении в Россию Настя уволилась и поехала на базовое обучение в Москву, а после купила материалы, печь и стала работать для себя. Сначала керамика была просто арт-терапией, но вскоре хобби превратилось в бренд MILO.ceramica и стало приносить первую прибыль.

— Каково было сменить стабильность, в первую очередь, финансовую, на творческий путь, столь непредсказуемый и опасный?

— Легко! Потому что это произошло в 2018-м, когда ещё не было коронавируса и других факторов, усугубляющих риски. Если бы я оказалась перед выбором в этом году, то я, конечно, не уволилась бы — я бы посчитала, что лучше журавль в руках. А на тот момент была финансовая подушка, была мечта и было понимание, что я стою на перекрестке: либо я сверну сейчас, либо не сделаю этого никогда.

Конечно, я рисковала, но у меня была уверенность в себе. А после обучения я убедилась, что керамика может стать тем делом, которое я осилю. Этот, как и любой другой навык, тренируется. Сначала ты отжимаешься 5 раз, потом 50.

— Сколько прошло времени, прежде чем вы стали «отжиматься» не 5, а 50 раз?

— Я в переходном периоде. Уже преодолела этап хобби, но пока не профессионал — сейчас я дилетант высшего уровня. Да, я учу людей, но только чему-то простому, в чём я сама уже как рыба в воде.

Несмотря на то, что я успела поучаствовать во множестве ярмарок в Москве, Санкт-Петербурге, и они были успешными, мне есть куда расти. Конечно, коммерческий успех — отличный показатель, особенно когда в ярмарке 200 участников, 150 из них — керамисты, и работы у них есть получше твоих, но здесь включается элемент внутренней составляющей — уверенность в себе и своих силах. Я очень хочу отжиматься и 50, и 150 раз, но пока к этому только стремлюсь.

— Почему MILO? Как родилось название, бренд?

— Бренд делал мой муж (у него рекламное агентство, и он в этом разбирается). Название мы придумывали вместе. Руководствовались самыми простыми принципами: оно должно быть коротким, из четырёх букв и желательно начинаться на «А». На эту букву мы ничего подходящего не нашли, начали штудировать другие названия... Был рабочий вариант «LAVA», муж уже даже придумал логотип, но мне оно было не по душе — слишком агрессивное. Я же глиной занимаюсь, а не чугуном! И вдруг мы узнали, что есть кожевенная мастерская, которая называется, то ли «Твёрдо», то ли «Крепко», и решили тоже использовать наречие. Так родилось MILO. А потом я поехала на ярмарку в Питер, там ко мне подходили люди, рассматривали изделия и говорили: «Ой, как мило!» Тогда я поняла, что попала в точку — идеальное название!

Первая ярмарка для Насти стала совершенно особенной, и во многом даже не из-за дебюта как мастера. Дело в том, что в самом начале пути она дала себе слово не изучать работы, стили и ценовую политику других керамистов. Вместо этого решила сначала узнать себя, свою манеру и оценивать свои изделия не по «рыночной стоимости», а по усилиям, вложенным в их создание.

— По дороге на первую ярмарку я восхищалась своими работами, хотя сейчас понимаю, что это должно было стоить раза в три дешевле, но тогда я об этом не знала — я же не смотрела на конкурентов. И это хорошо! Потому что в сравнении с другими можно впасть в депрессию, разочароваться в собственных способностях, особенно если ты ещё новичок, и — самое страшное — можно случайно перенять чужую манеру, потерять индивидуальность.

— Ваш подход принёс плоды? Ожидания оправдались?

— Смотря какие ожидания. Если говорить о том, что я хотела успокоиться, наполниться, смягчиться, то да. Я хотела заниматься любимым делом, и я им занимаюсь, а других ожиданий у меня не было.

Сейчас я могу работать 24 на 7, но при этом я делаю то, что хочу: что сама нафантазирую, что заказывают клиенты, ещё провожу мастер-классы. На них часто приходят талантливые люди, иногда талантливее меня, и мне нравится общаться, обмениваться опытом, к тому же благодаря предыдущей работе навык общения наработан.

— А по поводу финансовой составляющей?

— Зарабатываю я практически так же, но с учётом инфляции нынешний доход, конечно, меньше. Зато к деньгам я стала относиться по-другому. Я знаю, как разбогатеть, занимаясь керамикой, но пока это не моя история.

— Что прибыльнее: продажа готовых изделий или мастер-классы? Как распределяется заработок?

— Около 33% приносят мастер-классы, 33% - то, что я уже сделала, и ещё 33% - это заказы. Ничего не перевешивает. И я не буду уходить в мастер-классы, потому что хочу развиваться как художник, а не как педагог.

Своего рода испытанием для Насти и её детища стал коронавирус. Тут «против» чуть было не сыграли сразу два фактора: внешний и внутренний. Когда всем настоятельно порекомендовали самоизолироваться, арендодатель, у которого наша героиня снимала теперь уже бывшую студию, попросту отказался идти на уступки — при нулевом заработке нужно было полноценно платить за помещение. Но это ещё полбеды. Настя взяла с собой домой глину, инструменты, но процесс не шёл: было слишком много отвлекающих факторов, «неправильная» атмосфера и общее гнетущее настроение. В какой-то момент она откровенно запаниковала, даже стала думать о том, что мечта накрылась медным тазом, и надо искать работу. Но это продлилось недолго — муж поддержал, и паника отступила.

— А вообще я убеждена, что коронавирус — это хорошая ситуация для роста, в том числе профессионального. Потому что рынок обновился, почистился, те игроки, которые уже не имели достаточной мотивации и ресурсов, прекратили своё существование, и внимание людей сфокусировалось на сильных. Надо просто грамотно использовать это время.

Сейчас нельзя что-либо долгосрочно планировать. Есть только сегодняшний день, и надо его проживать. Можно пофантазировать, что когда-нибудь я буду выставляться в Германии, в Бельгии, но кто знает, что будет завтра? Всё меняется, нужно уследить за тем, что под носом, а не за тем, что совсем далеко.

Минувшим летом у жителей Смоленской области появилась возможность стать самозанятыми. Ранее Сам себе режиссёр, сам себе бизнесменАнтон Потапенков о пути от телевизионщика до самозанятого видеохудожника об этом статусе мы беседовали с видеохудожником Антоном Потапенковым, теперь же с вопросами о новом налоговом режиме мы решили обратиться и к Анастасии.

— Почему вы решили оформиться как самозанятая?

— Я исходила из того, что я получаю доход, а значит должна платить налоги. Это честно по отношению к государству и другим людям. Когда встал выбор, какой статус мне определить: ИП или самозанятый, — я обратилась в Центр поддержки предпринимательства «Мой бизнес» и не пожалела. Одно дело прочитать о чём-то в интернете, а другое — когда тебе объясняют и дают дельные советы. Там мне рассказали все особенности, плюсы, минусы и помогли определиться.

— Почему, например, не ИП?

— Меня сподвигло то, что это очень просто, низкая налоговая ставка и наличие только двух недостатков. Если ты самозанятый, то у тебя нет пенсионных начислений и запрет на наёмных работников, но это меня устраивает, я не питаю никаких иллюзий.

В моём положении это наиболее оптимальный статус, и за меня всё делает приложение ["Мой налог", — прим. ред.]: мне не надо сдавать декларацию, налог ежемесячно подсчитывается автоматически, я легко оформляю продажи, могу работать и с физическими, и с юридическими лицами, не выходя из студии. И самое главное — нет бумажной волокиты.

Настя минимально занимается рекламой: рассказывает о себе и своих изделиях лишь в Instagram. Она признаётся, что её аккаунт далёк от идеального, но нанимать копирайтера она не хочет, потому что ведение профиля — ещё один способ самовыражения.

— Ко мне обращались с предложениями вести мой аккаунт профессионально, но я отказалась, потому что это будет чем-то обезличенным. Я видела много профилей с хорошим оформлением, с правильно подобранными картинками по квадратикам, но души в них нет. Это как уже пожёванная жвачка. К тому же людей, которые мне предлагали свои услуги, явно не торкает от керамики, как меня. Что копирайтер в таком случае может написать на эту тему?

За время разговора Настя заканчивает формовку будущей миски для пирожков и приступает к созданию рельефа, чего-то вроде каплевидных насечек. Всё на глаз, но удивительно равномерно.

— Сколько времени занимает производство одного изделия, например, такой миски?

— В общей сложности в районе 7 дней. Сегодня я её слеплю, 2-3 дня она будет высыхать, потом запеку её в печке 10 часов и ещё 10 часов она будет остывать. После этого я её покрою глазурями, затем снова запеку 10 часов и снова дам остыть. И готово!

В производстве одновременно у меня обычно несколько предметов, но их количество зависит от размера печки. Когда-то моя казалась мне большой, а потом «стала мала». Теперь их две, но я уже хочу больше.

Если честно, сейчас боюсь строить планы. Вот гончарный круг хотела купить ещё весной, но не вышло — купила только сейчас. И ничего страшного в этом нет. Не надо бояться своего темпа развития. Кому-то что-то даётся быстрее, кому-то медленнее, и это нормально.

— Вы когда-нибудь сталкивались с жёсткой критикой?

— Да, конечно. В основном критика была от моих знакомых, и это абсолютно нормально. Сначала принимала всё близко к сердцу, но после тщательного анализа поняла, что это мнение отдельно взятого человека, а не всеобщее. Жёсткая критика бывает от моего мужа, который закончил худграф и у которого профиль — скульптура. Иногда он приходит ко мне в мастерскую и начинает: «Ооой, это не так, это тоже...» Тогда, бывает, и искры летят, и слёзы на глаза наворачиваются, а потом успокаиваюсь и думаю: «Чёрт! А он прав!»

А вообще самый строгий критик для меня — я сама. Часто бракую собственные работы — выкидываю, а некоторое дарю тем, кому приглянулось.

— Что важнее: чтобы нравилось вам или окружающим?

— Конечно, мне! У каждого керамиста свой почерк, характер, и здесь дело вкуса: кому-то нравится то, что я делаю, а кому-то нет, и я спокойно к этому отношусь.

— Сложнее сделать первый экземпляр или последующие?

— Последующие! Зачастую первый экземпляр делаешь с наскока, вдохновленный чем-то или кем-то. Раз — и получилось! Повторить это тяжелее из-за отсутствия того самого наваждения. Если у тебя что-то хорошо получилось в первый раз — это успех, а если успех повторяется — это уже труд.

Во многом поэтому я работаю с людьми, физическими лицами. Чтобы работать с юрлицами, нужно другое количественное выражение того, что я делаю. Если физлицо заказывает что-то одно: вазу, тарелку, сахарницу, то юр — сразу много.

Сейчас ко мне наконец приехал мой долгожданный гончарный круг, надеюсь, он позволит мне повысить производительность и увеличить сбыт. Но с головой уходить в штамповку не хочу. Ну, закажет у меня какой-нибудь ресторан 50 тарелок. Первую я сделаю с любовью, вторую — уже с чуть меньшими чувствами, а дальше буду просто себя заставлять. Работа должна приносить удовольствие. Когда что-то делается небольшим тиражом, это ощущается, чувствуется. Вот так же чувствуется и штамповка.

— В своём Instagram-аккаунте вы писали, что не делаете реплики «с картинок из интернета»? Почему?

— Я отказываюсь копировать, потому что, во-первых, я уважаю труд человека, который сделал «образец», уникальное творение. Во-вторых, я «точно так же» не повторю, и для меня это будет подделка. Но если клиент хочет «именно такую» вазу или тарелку, я приглашаю на мастер-класс и прилагаю все усилия, чтобы показать и рассказать, как это сделать. А сама зарабатывать деньги на чужой идее я не хочу.

— У вас есть кумир в мире керамики, на которого вы ориентируетесь?

— Такого нет, потому что керамист — это художник, и у каждого свой почерк. Но мне больше нравятся мастера, которые работают в арт-сфере, а не прикладной (тарелки, чашки, горшки), которые украшают дома, выставляются в музее современного искусства. Если отвечать на этот вопрос обезличенно, то я стремлюсь к такому уровню: стать художником-керамистом мирового масштаба. Да, сейчас эта мечта кажется далёкой, но я знаю, как её достичь.

— Как?

— Работать! Усердно. Развивать умение, вкус, творческое чутьё, индивидуальный почерк и заявлять о себе на выставках.

— Что станет маркером, который покажет, что цель достигнута?

— Вот это не дай Бог! Это самое страшное! Как только тебе кажется или тебе думается, что ты чего-то достиг, надо прекращать этим заниматься. Если я подумаю, что освоила ту или иную технику, значит приступлю к новой или начну работать с другими материалами. Лучше находиться всю жизнь в состоянии дилетанта, и тогда у тебя будет стимул к развитию, а когда чувствуешь, что чего-то достиг, это начало конца или уже конец. И это касается не только керамики.

Продолжение следует...

Использованы материалы следующих авторов:

«Идём на вы»: чиновники смоленского райцентра развязали войну с учителем

Мария Язикова

В противостоянии администрации с педагогом проигрывают дети.
В соцсети развернулась целая кампания по защите прав 53-летней Елены Василенко, бывшего директора Соловьёвской школы, что в Кардымовском районе Смоленской области. Покидая управленческую должность, женщина оставила и преподавание, но произошло это против её воли. По сути, учитель истории и обществознания, которая рассказывала детишкам об устройстве социума, о правовых нормах и гарантиях, сама оказалась в бесправном положении. И причиной тому стали «непростые отношения» с руко

...

Анджей Ходкевич о работе Консульского агентства Польши в Смоленске, последствиях пандемии и взаимодействии с местной властью

Ульяна Кульчицкая

Эксклюзивное интервью Readovka67.
Консульское агентство Республики Польша в Смоленске с 2019 года возглавляет Анджей Ходкевич. Дополнительным испытанием в и без того непростой работе стала пандемия. Readovka67 в интервью узнала, изменились ли задачи агентства с приходом коронавируса, как он повлиял на туризм и культурную жизнь. А также поговорила с господином Ходкевичем о сохранении памяти и памятников, перспективах взаимодействия с городами-побратимами и властью. В соответствии с новыми реалиями «бес

...
Новости партнеров


наверх