Экскурсия продолжительностью полчаса, но длиной в миллионы жизней

Евген Гаврилов
В Смоленск во второй раз приехал передвижной выставочный комплекс «Поезд Победы»

Война. Самая ужасная в истории человечества. Всепоглощающая. Мировая. Вторая. Не так уж много времени осталось до того момента, как с ее начала пройдет уже целый век, а страсти не утихают. Помнят о героях, чтят подвиги, возлагают цветы и открывают памятники. Иногда перегибают палку организаторы патриотических мероприятий, уподобляясь кощунственным акциям «купи бутылку водки — Георгиевская ленточка в подарок». Но в основной своей массе культурные события, посвященные тематике Великой Отечественной войны проходят мирно. И все чаще современные технологии приходят на помощь в создании атмосферы погружения в те кошмарные годы.

«Поезд Победы» — высокотехнологический проект передвижного музея с эффектом погружения. Как заявляют организаторы — первый в мире проект в своем роде. Вот уже год он путешествует по городам России, останавливаясь то тут, то там лишь на несколько дней, и неизменно вызывает огромный ажиотаж. Осенью 2020 года первый визит поезда-музея состоялся В Смоленск приехал “Поезд Победы”Восемь вагонов, наполненных войной, смертью и надеждой в очень сжатом формате — коронавирусные ограничения создали массу проблем организаторам. Однако сейчас, когда пандемия худо-бедно утихает, удалось распланировать сразу несколько десятков экскурсионных заходов. Но даже на плотно забитые группами два дня бесплатные билеты разлетелись в один миг — слава иммерсивного поезда летит впереди локомотива, посмотреть выставку хочется многим.

Кураторы экспозиции напоминают всем, кто бронировал места на экскурсию, приходить заранее — хотя бы за 15 минут до обозначенного времени, чтобы пройти температурный контроль и регистрацию на месте. Тем же, кто не успел впрыгнуть в последний вагон свободных мест, предлагаем два пути: посмотреть наш фоторепортаж или окунуться в панорамную виртуальную экскурсию на сайте проекта Поездпобеды.РФ. Для полноты погружения рекомендуем совместить оба.

На железнодорожный вокзал, где остановился состав, журналисты стали стягиваться сильно заранее пресс-тура: начальник Управления культуры Игорь Юрков прозрачно намекнул, что в зале ожидания планируется нечто интересное, сюрприз уже от местных организаторов.

Подтверждали его слова замеченные сразу же девушки в подозрительно выбивающихся из современной моды ситцевых платьях и волосами, заплетенными в старомодные косы. Они бродили между картин и фотографий (к приезду поезда были организованы две выставки — архивных фотографий Смоленска времен оккупации и освобождения, и детского патриотического рисунка), явно кого-то ожидая.

И вот оглушительно прокашлялся динамик и вместо привычных объявлений протокольным голосом, заговорил восторженно-торжественный диктор: «Внимание-внимание! На платформу прибыл поезд Победы, встречайте героев-победителей!«...

И тут же со стороны путей в зал вбежали молодые красноармейцы, а девчушки закружили их в объятиях, боясь отпустить хоть на миг.

Слезы радости, полевые цветы и вальс, в котором пары закружились прямо среди снующих по своим делам путешественников смотрелись потрясающе аутентично. Погружение в историю началось. Настало время экскурсии.

В наушниках, которые раздавались на входе, зазвучал вкрадчивый голос Лидии — девушки-машинистки 1922 года рождения, с чьей историей войны мы и знакомимся. В ее планы, как и в планы миллионов советских ребят, вчерашних школьников и студентов, вмешались сирены воздушной тревоги. Каждый вагон рассказывал свой эпизод тех страшных лет.

Каждая неразрывно связана с железной дорогой — главными артериями жизни, снабжавшими армии и тыл провизией, пополнениями, боеприпасами.

Шаг за шагом, слушая тихий голос молоденькой машинистки, наблюдаем, как меняются лица в вагонах — от безмятежно-расслабленных, до наполненных ужасом.

В окнах-экранах, где только что проигрывались сцены прощания на перронах мирных городов теперь мелькали стройные ряды призывников.

Все стороны железнодорожной военной жизни сопровождались подробными рассказами из уст самих участников этих событий.

Как выбрасывались с несущихся эшелонов на полном ходу молодые парни, которые из-за ранений лишились рук или ног; как в блокадный Ленинград приезжали поезда, объятые пламенем, где уцелевшим был лишь головной вагон, а все остальные изрешечены пулями и осколками; как учили новобранцев подписывать смертные медальоны...

Даже видя все это во второй раз, ловишь мурашки на спине через каждую минуту — вот из-за угла мелькнула окровавленная гимнастерка гибнущего под пытками гестаповцев партизана, а вот вагон-концлагерь, в котором приходится идти мимо огромного ящика, заполненного бесхозной обувью. Теперь бесхозной.

Нынешний приезд поезда-музея пополнился еще одним вагоном, посвященным Брестской крепости и ее героической обороне. Сделано, как и остальная экспозиция, на потрясающем уровне — вросшие в кирпичную стену солдаты стоят неподвижно, но из-за игры света и тени кажется, что их головы поворачиваются во след посетителям. Страшно.

Разбитые от взрывов стены вагонов сменяются относительно мирными интерьерами передвижных армейских бань. Сдобрено все это рассказом о том, как плененный под Сталинградом фельдмаршал Паулюс растерял весь свой аристократизм и был рад возможности просто помыться.

Шлиссельбург, Соловьева переправа, Прохоровка, Ржев — все эти места из-за той войны стали известны всему миру. И страницы их мрачной славы были исписаны кровавыми чернилами, которые не смыть ни одному прошедшему столетию.

Поезд Победы, проведший зрителя сквозь четыре года смерти, боли и ужаса, завершается вроде бы радостной нотой — все осталось позади, небо над головой вновь не несет погибель. Но оставляет в повисшей тишине вопрос — а что будет, если забудем? Неужто опять придется новому потерянному поколению писать мемуары, по которым сделают еще одну выставку с пометкой «люди, покуда сердца стучатся, пожалуйста, помните»? Тают в экранах-окнах лица фронтовых друзей, сменяясь бесконечной вереницей фотографий Бессмертного полка.

Оканчивается экскурсия продолжительностью полчаса, но длиной в миллионы человеческих жизней. Пожалуйста, помните, какой ценой завоевано счастье.

Использованы материалы следующих авторов:

В Смоленске канализационный люк 30-х годов прошлого века закатали в асфальт

Яна Никольская

«Вероятное исчезновение этой городской детали надо предотвратить».
Канализационный люк связи 30-х годов ХХ века в Смоленске оказался под угрозой — сверху на крышку уложили новый асфальт. О проблеме на своей странице сообщила экскурсовод Ольга Ефимкина. По словам смолянки, люк расположен на пересечении улиц Маяковского и Ленина, где в настоящее время проводится масштабный ремонт проезжих частей. Городскую достопримечательность экскурсоводы регулярно показывают жителям и гостям столицы региона. Теперь же она выглядит плачевно, наполовину погребённая под новой до

...

Grian - и воспылает перворожденный огонь!

Евген Гаврилов

Театр уличного искусства SubRosa рассказал смолянам предания народов севера.
Как быстро люди привыкают к зрелищам? Десять лет назад в Смоленске любой артист с огненными веерами в руках вызывал фурор и привлекал всеобщее внимание. А сегодня городскую культурную повестку наполняет с полдюжины фаер-клубов и каждый со своей изюминкой. И их выступления уже не сводятся к банальному выдыханию огня под музыку или помахиванию поистерами. Теперь это сложные шоу со множествами элементов. Театр уличного искусства SubRosa избрал путь атмосферы погружения в древние мифы и сказки. Каж

...


наверх